Николай Гумилев: судьба, биография, творчество
Николай Гумилев:
судьба, биография, творчество.
Золотое сердце России
Мирно бьется в груди моей.
Николай Гумилев.
В истории
отечественной словесности есть
имена камертоны, само
звучание которых
призывает думать о
явлениях куда более ши-
роких, чем конкретное
творчество. Одно из
таких имен – Николай
Гумилев.
Почти семь
десятилетий читателя испыты-
вали Гумилевым. Его
книг не было в библиотеках (понятное дело враг советской власти!), но они, эти
книги, чудом уцелев-
шие в чьих-то домах,
переписывались от
руки, перепечатывались
на машинке; их
тайком давали
почитать на одну ночь, а о
самом поэте говорили
едва ли не полушепо-
том.
Обычно говорят:
в день, когда он родился… Николай Степанович Гумилев
роился ночью, в
Кронштадте, сотрясаемом
именно в эти часы штормом. Старая
нянька,
глядя на
разыгравшуюся 3(15) апреля 1886
года бурю,
простодушно увидела в этом
некий своеобразный
знак, сказав, что у
родившегося “ будет
бурная жизнь”.
Впрочем, “простодушно”
ли? Ведь,
в сущности, она
оказалась права.
Отчасти было
предопределено и место
рождения будущего
поэта – морская кре-
пость; это связано с
родом деятельности
его отца,
корабельного врача Степана
Яковлевича Гумилева,
о котором следует сказать несколько слов отдельно, так как
основные черты –
упорство в достижении
цели и трудолюбие –
перешли к сыну,
видимо, от него.
В 1861 году
Степан Яковлевич едет в
Кронштадт. Там он познакомился
с сестрой
адмирала Л.И.Львова,
Анной Ивановной,
которая и стала в
1876 году его женой.
Спустя десять
лет, когда до выхода Степана Яковлевича в отставку – с мундиром и пенсионом –
оставалось менее
года, в доме на
кронштадтской
Екатерининской улице
и родился Николай
(до него были Дмитрий
и дочь С.Я.Гумилева
от первого брака
Александра).
К пяти годам
Николай умел читать и
писать, чему его
обучали в семье, перебравшейся из Кронштадта в Царское Село, в уютный дом на
Московской улице.
Любил рисовать и
сочинять, мечтал о путешествиях.
8 сентября
1902 года в “Тифлисском
листке”
появилась первая публикация
Николая Гумилева –
стихотворение “Я в
лес бежал из городов…”.
Тифлисским
периодом принято
считать даже не
ученическим –
доученическим, а стихи,
написанные за эти два
года, - подражатель-
ными.
Учился на
историко-филологическом
факультете
Петербургского университета.
Затем слушал лекции в
Сорбонне.
Он тайком от
родителей, отложив деньги
из ежемесячной
родительской помощи,
совершил первое
путешествие в Африку. Эта поездка под бесспорным влиянием путешествия в 1891
году французского
художника Поля Гогена
на остров Таити (возле Австралии), была окружена
атмосферой тайны:
юный хитрец заранее
написал письма
родителям, и друзья
аккуратно каждые
десять дней отправляли
их из Парижа.
В 1911 г.
вместе с С. Городецким создал
А.Ахматова, О.Мандельштам
и др., называв-
шие себя акмеистами и
выступавшие против
эстетики и поэтики
символистов в стремлении утвердить ясность и четкость
художественного
образа и языка.
Да, Гумилев
создал акмеизм, призывая
воспринимать мир
безоговорочно, но как раз
акмеистом он и не
стал, ибо был больше,
значительней этого
направления.
В дальнейшем
он, выпустивший в 1908
году в Париже книгу “Романтические
цветы”, еще трижды посетит Африку:
в 1909-1910, в
1910-1911 годах и в апреле –
августе 1913 года – в
составе серьезной
научной экспедиции
Российской академии
наук. Духом
путешествий, экзотики отмечены даже названия книг Гумилева –
“Жемчуга” (1910), “Чужое небо” (1912),
“Колчан” (1916), “Костер”
(1918), “Шатер”
(1918), “Огненный
столп” (1921).
Безусловно, в его
поэзии много мужества,
заявленного в
акмеистических программах.
Его стихи, открытые,
прямые, полны изя-
щества и конкретных
деталей. Он сам гордился этим мужеством перед читателями.
Вся история
взаимоотношений с
А.А. Ахматовой –
ухаживания, женитьба,
рождение сына Льва,
распад семьи и развод-
говорит о том, что
Гумилев при внешней
решительности,
смелости “рыцаря в латах”,
“поэта-воина” был
скорее всего мечтателем,
близким А.А. Блоку,
тоскующим странником. В 1909 году между ним и Ахматовой, согласившейся выйти
замуж,
состоялся беглый
разговор. На вопрос
“любит ли она его”,
Ахматова в 1909 году
ответит весьма
своеобразно: “Не люблю,
но считаю Вас
выдающимся человеком”.
В годы первой
мировой войны Гумилев поступит добровольцем в уланский полк. За участие в боях
(смертельно опасных) он будет награжден двумя Георгиевскими крестами.
В стихах этих
лет “Война”, “Солнце духа” и др., в военной прозе Гумилев остался
верен себе: и на
фронте он ищет
невероятного
преодоления страданий, тягот,
голода, ищет так, как
иной фанатик-монах
исступленно ищет
изнурения тела. “Нас
принуждает к этому
дух, который так же
реален, как наше
тело, только бесконечно
сильнее его”, -
запишет он свои состояния
в “Записках кавалериста”.
Замечательный
поэт, известный
путешественник,
профессор Николай Гумилев был арестован 3августа 1921 года
по подозрению в
участии в таганцевском
(по фамилии якобы
руководителя
В.Н. Таганцева)
заговоре.
24 августа
Петроградская Губчека
примет постановление
о расстреле 61 человека, проходившего по этому “делу”.
1 сентября “Петроградская
правда”
опубликует сообщение “О
раскрытии в
Петрограде заговора
против Советской власти…”.
Заговора,
которого не было, ибо никто
пока не доказал, что
он существовал, не привел документальных свидетельств. Можно привести добрый
десяток “за”
невиновность
Гумилева, но ни у кого нет
документальных улик.
Домыслы, вымыслы.
Юрист Г.А.
Терехов, изучив “материалы” дела, скажет, что не принимал
Гумилев участия в
заговоре (Новый мир.
1987. №12).
А писатель
Константин Симонов все же
был против
реабилитации.
Еще в 1968
году П.Н. Лукницкий писал
генеральному прокурору
СССР о необходи-
мости реабилитировать
Гумилева, и только
в 1989 году по
ходатайству академика
Д.С. Лихачева
прокуратура вновь вернулась
к этой донельзя
странной и постыдно
затянувшейся истории
с установлением
истины.
Уже изданы его
стихи, поэмы, “Записки
русской поэзии”, одно
за другим выходят
“Избранные”. Кого –
врага Советской власти? Заговорщика? Уж кого только,
кажется, в наше-то
время не реабилитируют!
Кого? Поэта... Не
потому ли, что для этого
следует признать, что
уже в 1921 году без
суда, по одному
росчерку пера следователя
Якобсона можно было
поставить к стенке
десятки людей? А
затем – на десятилетия
изъять из культурного
обихода книги поэта.
Никому не дано
сказать о поэте больше, чем
говорит он сам в
своих стихах. И никому не
дано знать о нем
больше, нежели сам он знает.
Литература:
1) Николай Гумилев.
Стихотворения и
поэмы.
Профиздат, 1991,
1996.
И.А. Панкеев.
2) Русская литература
ХХ века. 11 класс.
В. Чалмаев, С. Зинин.
2003
3) Мир Русской
культуры.
Энциклопедический
справочник.
Вече, 1997.
А.Н. Мячин.