Чингиз Айтматов
Эссе
Чингиз
Айтматов, роман «Плаха»
Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в
кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего
писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не
верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже
работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы,
касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».
Герой социалистического труда (1978), академик АН
Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году
Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса
Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». В
1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в
качестве посла республики Киргизия.
Долго и упорно он искал
свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его
герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала
создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой,
человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле
безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и
откровенные.
Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как
бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую,
напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от «я».
Проведенный в конце 1998 года опрос общественного мнения
показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком - после
президента Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.
Основные
действия в романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах Маюнкумской
саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий Каллистратов, гонцы за
анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Автор для решения основных проблем
романа, раскрытия психологии героев использует внутренние монологи, диалоги,
сны и видения, образы-символы и их сравнение.
Авдий
Каллистратов - одно из важнейших звеньев в цепочке героев «маюнкумских» глав
«Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную семинарию и числится там
«...как подающий надежды...» Однако, через два года его изгоняют за ересь.
После исключения из духовной семинарии Авдий работает внештатным сотрудником
комсомольской газеты, редакция которой была заинтересована в таком человеке,
так как бывший семинарист являлся своеобразной антирелигиозной пропагандой.
Кроме того, статьи героя отличались непривычными темами, что вызывало интерес у
читателей. Для того, чтобы собрать подробный материал об анашистах, понять
психологию опасных для общества людей, Авдий проникает в их среду, становится
гонцом. Он хочет объяснить им, что дело, которым они занимаются, приносит
страдания другим, однако его не понимают и жестоко избивают. Авдий выживает,
однако вскоре, попав снова в «плохую» компанию, «выполняющую план по сдаче
мясозаготовок», отстреливая антилоп-сайгаков из пулемётов, погибает за свои
убеждения, за веру в хороших людей...
Последним
действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к которому исследуется
проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев. Сюжетная линия персонажа
переплетается с линией волков. С Авдием Каллистратовым герой никогда не
встречается на страницах романа, но, тем не менее, его жизнь наполнена идеями
Христа ХХ века. Бостон «...аккумулирует в себе накопленные за тысячелетия
народом здоровые навыки и принципы бытия и своего пребывания на
земле,...учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает устремления к реальному
гуманизму.»
Деградация
человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой, окружающими людьми
становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, его сосед,
разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу Бостона. Досаждающие Бостону
волки, ставшие полностью непредсказуемыми после потери потомства, вынудили его
покончить с ними. Убив волка, а затем и волчицу-мать, воплощающей и
олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и разум, Бостон убивает себя
в своём потомстве. Однако на пути потери свободы Бостон идёт ещё дальше,
становясь таким же несвободным человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и
анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем, тем самым преступив закон.
Отдельная
сюжетная линия, связывающая судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей
пары: Акбары и Ташчайнара. Их несчастье в том, что они жили не во времена их
предков, когда всем управляли законы природы, а в веке, когда вершителями судеб
стали люди, старающиеся подчинить себе всё на Земле. Трагедия волков,
выразившаяся в потере трёх потомств, смене традиционных мест обитания, и, в
итоге, гибели, показывает всё обостряющуюся проблему необратимого влияния
человека на Природу, которая становится глобальной.
Роман
«Плаха» - призыв автора к пересмотру человечеством своих ужасных поступков,
осознать всю страшную угрозу, которую человек несёт окружающему миру, а
следовательно и себе самому... Но вот воспользуется ли человек возможностью
изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно ответить, ведь
жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще...