'История одного города' - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях обществе...
«История одного города» – сатира
на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного
развития»
…я совсем не историю предаю
осмеянию,
а известный порядок вещей.
Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из
первых мест в мировой литературе. «История одного города» - «странная и
замечательная книга», в которой писатель обратился к историческому прошлому
России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный ему государственный
строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых,
Перехват–Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность и
долготерпение, призывающая к активному действию. Произведение Салтыкова–Щедрина
наполнено подлинными фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровень
грандиозного обобщения.
В «Истории одного города» можно разглядеть две силы,
действующие одновременно : власть и терпеливо выносящий свою борьбу город
Глупов. В романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном
городе, со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все
герои и происходящее города напоминают нам историю страны.
«Опись градоначальникам» представляет собой краткие
биографические справки с описанием «подвигов» двадцати двух правителей города
Глупова. «Перехват – Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем
умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». В
России к тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же число
царей. И поэтому я считаю, что «История одного города» задумана и исполнена как
карикатура на историю России вплоть до начала Х1Х века, как пародия на труды
русских историков. Это естественное первое мое впечатление, восприятие. Даже
Тургенев, высоко оценивший произведение, писал : «Это в сущности сатирическая
история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего
столетия».
«Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом
Глуповым,- правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно
поэтому картина, созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую
действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских государств
Франции, Германии.
«История одного города создана писателем, горячо
любящим народ, страстно ненавидящим угнетение и произвол.
Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицал
Щедрин благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах
Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.
Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу.
Сатира Щедрина и ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит
конец существованию царских властей, она не только не убивала веры и в
возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. «…ежели мое дело
справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с правдой
будет хорошо!»
Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана
свободная и счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежит через
манную кашу, - утверждал сатирик.
Салтыков–Щедрин - великий мастер
художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и, в частности,
сатирического гротеска, показывающего, явления реальной жизни в причудливой,
невероятной форме, что позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик
«тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков». «И остался бы» он «на многие
годы пастырем», если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное
зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а перед ним…
лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».
Еще более жестоким представителем глуповских
властей был Угрюм–Бурчеев – самая зловещая фигура во всей галерее
градоначальников. Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавши
прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом
с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед,
ни направо, ни налево».
Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по
всем поселенным единицам был «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв
долго сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.
Но действительно ли повесть Щедрина - только
пародия на Россию второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века,
карикатура на реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что
думать так есть основания, так как автор в произведении упоминает и
Сперанского, и Карамзина, и других лиц той эпохи. К тому же сквозь них можно
просмотреть их же прототипы : в образе Угрюм–Бурчеева, Грустилова, Негодяева,
Перехват–Залихватского. И поэтому я думаю, что Салтыков–Щедрин, создавая
«Историю одного города», опирался на русскую действительность, события. Но все
же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и в
предостережении о будущих опасностях общественного развития, в важнейших
проблемах современности. Он сам так об этом и говорил : «Мне нет никакого дела
до истории, и я имею в виду лишь настоящее. И еще: «…я совсем не историю предаю
осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения, фантастика, гротеск,
ограниченность пространства – все это средства художественного обобщения,
создающего картины – варианты государственного устройства.
Повторяя историю, Щедрин показывает, что его
произведение в момент своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей
степени актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в
настоящее и в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой
писателя. Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько
глубока и остроумна, что сейчас, я думаю, воспринимается чем - то злободневным.
Салтыков–Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы вызвать
чувство отвращения к деятелям самодержавия, что достается уже в «Описи
градоначальникам». За этой краткой главой следует развернутая сатирическая
картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города Глупова. Их
свирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком в образах Прыща,
Негодяева, Брудастого.
Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как
в разных произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере
прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых реакционных
сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими негодования и насмешки
сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой, служит средством эзоповского
языка.
Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика,
которая не уводит от действительности, а только служит средством идейно –
художественного познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений
общественной жизни.
«История одного города» является популярным
произведением и в сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу
там, где существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России,
предостерегая ее от ошибок в будущем.