Современность сатиры В.В.Маяковского
Современность сатиры В.В. Маяковского.
Отношение Маяковского к миру всегда было
чисто полярным, всё делится на чёрное и белое, полутона почти отсутствуют.
«Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» – вот лейтмотив
творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в
сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в
разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать
и доводить предмет сатиры до абсурда.
Второй причиной того, что поэт уделяет
огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная
вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»). Поэту
всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием
этого являются прямые постоянные обращения к читателю и стремление Маяковского
к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на
конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.
В своей статье «Как делать стихи»
Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая
необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или иного
явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность
стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни. А
потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.
До революции поэт считает мёртвым весь
мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно
эпатирует публику, дразнит её, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях
стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).
Маяковский переосмысливает само искусство
сатиры, вводит новые приёмы и переиначивает использование старых. Поэт снижает
жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше
бельё ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искажённые цитаты (Мысль
одна под волосица вложена: «Причёсываться? Зачем же?! На время не стоит труда,
а вечно причёсанным быть невозможно…»).
После Октябрьской революции происходит
перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в
сплошной лихорадке буден…» - провозглашает поэт и посвящает свою поэзию
революционной борьбе.
Аудитория сатиры Маяковского – 150000000.
Отсюда – появление главных её качеств – простоты и доходчивости, основными
жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как
правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока
победила крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время ещё в землю
штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не
крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о
нём, вникли в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая
реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям
(«Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).
В период с 1919 по 1922 год идёт работа
Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трёх
боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и
понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также
пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру,
выработать новые приёмы и навыки.
В 1921 году выходит стихотворение «О
дряни»: Слава, славе героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь
поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для
последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины
РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная
категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает
представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику,
символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в
свете!»), на стене у него портрет Маркса, котёнок греется, «на «Известиях»
лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует приём
оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.
Итак, «мещане» и «обывательщина», по
мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно,
бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в
автобиографии «Я сам» в главе «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В
1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение
«Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда
(«Поневоле приходится раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце,
как обычно, даётся вывод- -указание к действию: «О, хотя бы ещё одно
заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается
также в стихах «Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».
Кроме главных вышеуказанных пороков нового
общества Маяковский критикует религию, взяточничество и многие нравственные
пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество. Сатирические произведения
поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.
Большое количество стихотворений
Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом
обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и прочие.). Маяковский высмеивает
мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в
пользу своей страны.
Сатирические темы затрагиваются и в ряде
драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр
не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию.
«Мистерия-буфф»,- сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан,
«Баня» – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект
достигается за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
Всё сатирическое творчество Маяковского
отчётливо ориентировано на будущие. Уверенность поэта в том, что Россия
избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь.