Анализ новгородской иконы 'Спас нерукотворный'
Министерство образования Российской Федерации
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М. ГОРЬКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра культурологии
Анализ новгородской иконы «Спас нерукотворный»
Реферат
Студентки 5 курса СКС
Анохиной М. В.
Принял:
Авдеева В.В.
Екатеринбург
2006
Введение
В
наше время весьма высок интерес к древним иконам. Специалисты изучают их
исторические, художественные, стилевые особенности. Публикуются брошюры,
издаются ученые труды, выпускается множество книг, посвященных древнему
искусству, поиску корне.
Главный, центральный
образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его
называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает
представление о нем христианской религии, которая учит, что Иисус Христос
принес спасение человеческому роду. Спасом называлось и любое изображение
Иисуса Христа в древнерусском искусстве. Спасителем мира предстает Иисус
Христос на фресках и иконах, в мозаиках и миниатюрах, т.е. глубоко понятая суть
евангельского предания лежит в основе его образов, созданных во все времена
существования древнерусского искусства.
Христос утверждал,
что спасение доступно каждому, независимо от состояния, звания, богатства, даже
от ума и учености. Учил, что путь к этому спасению - в верности исконным
нравственным началам, в духовном труде, в котором может обрести человек любовь
к ближнему, как к самому себе. И в Византии, и в Древней Руси огромное значение
придавалось возможной точности реального облика человека Иисуса и
одновременному раскрытию в его облике таинственного, божественного начала. Само
Евангелие никаких сведений о внешности Иисуса Христа не содержит. Предание
считает, что источником представлений о ней послужили его прижизненные
изображения. Действительно, есть исторические свидетельства, что в первые века
новой эры в Палестине и Сирии существовали изображения, считавшиеся
прижизненными, портретными образами Иисуса Христа. В городе Эдессе находился образ,
созданный, как считалось, не только при жизни, но и по воле Иисуса Христа, -
так называемый "Спас Нерукотворный". По легенде, первую икону в
соавторстве с ангелом нарисовал дважды упоминаемый в Евангелие фарисей Никодим.
Он, как рассказывают, “начал было изображать на полотне образ Христа, висящего
на кресте, и когда изображение это не удавалось ему, тогда ангел взял кисть и
написал верный лик Распятого.”
“Голова являет
собой божественнейшую нашу часть” – утверждал Платон, потому изображение Спаса
Нерукотворного ограничивается лицом. Мне хотелось бы рассмотреть икону
Новгородскую икону «Спас нерукотворный» XIII века. Эта икона привлекательная тем,
что написана в переходный и, на мой взгляд, благоприятный период для русской
иконописи – иконы писались еще достаточно искренне, живо и одухотворенно. К
этому времени русская иконопись успела пройти определенный синтез с иконописью
византийской, но еще не затронута изменениями, пришедшими с нашествием
татаро-монгольского ига. Кроме того, такое изображение отличается от
привычных нам более поздних изображений Спаса, а потому интересно для анализа.
Новгородская
иконопись
Новгородская
станковая живопись прошла длинный и сложный путь развития. Еe истоки
восходят к XI веку; ее первый расцвет падает на XII—XIII
столетия) ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь ХV век после чего начинается ее медленное угасание.
И хотя в дальнейшем на новгородской почве еще писались отдельные прекрасные
иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем, что было создано в более
ранние времена. Да это и понятно, ибо после утраты Новгородом своей
самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки,
которые определили блестящий расцвет его искусства. Современные историки любят
подчеркивать, что Новгород был боярской республикой, где господствовала
боярская олигархия, умело использовавшая вече в своих собственных интересах.
Но гораздо существеннее то, что Новгород был до присоединения к Москве
свободным городом, обладавшим своим республиканским укладом жизни, своей
оригинальной экономической структурой, своими большими культурными традициями.
Огромные территории и изобильные угодья, щедрые дары природы, умелое и
разумное для своего времени хозяйствование — все это способствовало экономическому
расцвечу „господина великого Новгорода", славившегося во всей восточной
Европе своим богатством и своей деловитостью.
Если
сравнивать новгородское искусство в целом с искусством Киевской Руси,
Владимиро-Суздальского княжества и великокняжеской Москвы, то бросается в
глаза его особая полнокровность и почвенность. В нем очень сильно проступают
народные черты, оно неизменно подкупает своей свежестью и непосредственностью.
Стихия новгородской живописи — это импульсивность образа, достигнутая совсем особым
цветовым строем, ярким и звонким, Новгородские художники не любят сложных,
замысловатых сюжетов, им осталась чуждой головоломная символика как
византийских теологов, так и западноевропейских схоластов. Они предпочитают
изображать почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья, Анастасия, Параскева
Пятница и другие), от которых они ожидают прямой помощи в своих сельских
работах и торговых делах. Выстраивая их в ряд и располагая над ними изображение
Знамения.
Новгородские
иконы и в более позднее время отличаются смелостью и свободой изображения по
отношению к канону, что делает их узнаваемыми среди русской иконописи.
Икона
«Спас Нерукотворный»
Великим произведением искусства является двусторонняя икона “Спас
Нерукотворный" работы новгородского мастера XIII века, хранящийся сейчас в Третьяковская галерее. Не стоит
забывать, что XIII век – время нашествия татаро-монголов, явился
периодом начала упразднения культуры и искусства, отхода от признанных канонов
к народным языческим традициям.
При
сравнении византийских и русских икон в глаза бросаются некоторые существенные
различия: для византийской иконописи характерна заметная объемность
изображения, контрастность, подчеркнутая худоба ликов, тогда как в русской
иконе изображение плоскостное, тона сближены, лики отличаются округлостью и
полнотой. По данной иконе можно увидеть все нюансы времени, о которых я уже
упоминала: Спас здесь
– характерный образ святого мужа с большими глазами и длинными волосами,
который всегда безошибочно узнается людьми, но вместе с тем «обрусевший»
византийский лик – это типично для икон домоногольского времени. Его
торжественная „иконность" наглядно говорит о том, что написавший Спаса
художник имел перед глазами хорошие византийские образцы либо прошел выучку у
византийского мастера.
Итак, типовой иконописный лик – тонкие черты, большие глаза, узкий
тонкий строгий нос, тонкогубый маленький рот, длинные волосы, разделенные
золотыми нитями, Спасова борода, худоба - не болезненная, но благородная - написан в мягкой
„сплавленной" манере с помощью неуловимых переходов от света к тени.
Создается впечатление, что лицо Христа повернуто к солнцу. В подборе красок
иконописец сдержан и лаконичен: его скупая колористическая гамма строится на
сочетании оливковых и желтых цветов. Главный акцент поставлен иконописцем на
больших глазах, обладающих огромной выразительностью.
Лично
мне изображение образа напоминает искусство раннего европейского возрождения –
икона дышит новизной, внутренней свежестью, радостью и глубиной. Взгляд Бога
несмотря на широкие, близко друг к другу посаженные брови совсем не печальный и
не сурово строгий, а задумчивый, очень живой, даже несколько удивленный -
будто бы Господь захвачен в момент важных ответственных размышлений. Кроме
того, он открытый и понятный, но направлен в сторону, а не на смотрящего.
Построение лица ассиметрично (по-разному изогнутые брови) и
экспрессивно, с чем что художник справляется мастерски. Узкая кость, впалые щеки, худоба Иисуса
символизирует его аскетичность (от которой часто начнут отказываться в более
поздние периоды развития икнописи).
Традиционно
окружает голову Спаса нимб - круг, - символическое изображение исходящего от
него света, света вечного, потому и обретающего круглую, безначальную форму.
Нимб расчерчен крестом Не видны надписи по бокам от лика – скорее всего они
стерты от времени.
Фоном
иконы выступает насыщенно желтый цвет, олицетворяющий свет, исходящий от Бога
(что в более поздних иконах передавалось золотом). От иконы действительно
словно исходит «умный» свет. И вместе с тем в лике сохраняется некая
таинственность, преданная через темные краски, затемняющие глаза.
Заключение
В заключение хочется заметить, что, по мнению специалистов, происхождение
иконы из Новгорода не вызывает никаких сомнений: об этом свидетельствуют и
ярко выраженные новгородизмы в подписях на оборотной стороне иконы, где
представлено прославление креста и схожесть ангелов из этой сцены с
ангелами в куполе Нередицы, написанными в такой же широкой и живописной манере,
и, наконец, тот факт, что композиция лицевой стороны иконы (а частично и ее
оборотной стороны) воспроизведена в заставке одной новгородской рукописи —
Захарьевского Пролога (Исторический музей, Хлуд. 187, л. 1). С первого же
взгляда бросается в глаза различие в стиле между изображениями лицевой и оборотной
стороны, исполненными разными мастерами и, возможно, в разные эпохи. Но так
как эта рукопись датируется 1262 годом, то отсюда явствует, что уже в XIII веке икона „Спас Нерукотворный" была одной из
прославленнейших святынь Новгорода, иначе ее не воспроизвели бы в рукописной
заставке.