Виды графики
1.
Книжная графика.
В книге, являющейся
одной из важнейших духовных потребностей современного человека, органически
сочетается труд художника, издательских работников и полиграфистов. На долю
художников книги выпадает ответственная задача воплощения средствами
изобразительного искусства идейно-художественного замысла, содержание
литературного текста и создание художественно-декоративного облика книги.
Только гармоническое сочетание этих двух сторон книжной графики создают
полноценную книгу.
Отличительной особенностью
книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от
уровня и культуры труда полиграфического производства.
Исходя из основных
задач книжной графики ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К
оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшения, рисованные
шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т.д.
Иллюстрирование книги решает задачи образного раскрытия литературного текста
при помощи рисунков.
Существуют различные
виды литературы и различные типы книг. В Зависимости от их назначения, от того,
к какому кругу читателей обращена книга, какие цели она преследует, будет
зависеть ее тираж, формат, степень и характер оформления и иллюстрирования.
Художественная
литература составляет один из самых обширных разделов книгоиздательства. По
своей природе она органически связана с изобразительным искусством, она
оформляется и иллюстрируется широко и разнообразно.
Содержанию
политической литературы соответствует простое и строгое оформление. В качестве
иллюстративного материала не редко привлекаются фотографии.
Детская книга, как
правило, отличается богатством оформления, нарядности, большими форматами,
четким, легким для чтения шрифтом.
Научная и техническая
литература, большинство учебников и словарей отличаются очень скупым, скромным
оформлением.
Особую группу
составляют специальные издания, так называемые уникальные книги. Оформление и
иллюстрирование таких изданий поручается лучшим мастерам. Используются редкие и
дорогие материалы, которые не применяются для массовых изданий. Такие книги
называют еще библиофильскими (книголюбие).
Сложный организм
книги состоит из многих элементов.
Обложка –
художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок. Решение
обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый
внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее
основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые
элементы, отражающие основные заголовочные данные.
Титульный лист –
правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые
элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Если на левой странице
первого разворота помещается иллюстрация, или печатается портрет автора, такая страница
называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и
имеет больше декоративное значение.
Шмуцтитулами
называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На
шмуцтитуле помещается заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.
Суперобложкой
называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки.
Главная задача – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить
обложку от повреждения.
Иллюстрации – это
рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и
стилю литературного произведения.
Заставка – небольшая
композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающего
какой-нибудь раздел текста.
Концовка – небольшой
рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо
раздела или всей книги.
Инициал – начальная
буква в тексте книги, созданные художником.
Первая страница
текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей называется спуском или
спусковой полосой. Таков краткий перечень элементов книги.
В современной книжной
графике распространены штриховые и тоновые иллюстрации. Встречаются
иллюстрации, исполненные в объемно-пространственном плане и условно-плоскостной
трактовке.
В книге существуют
свои принципы разработки светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и
приемы композиции. Вот почему обычные графические станковые произведения, если
их даже уменьшить до книжных форматов не могут служить иллюстрациями и будут
лишь репродукциями, вклеенными в книгу. Необходимо подчеркнуть особо выдающуюся
роль торцовой гравюры на дереве в искусстве книги.
История книги
теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в
частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они
были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков. В России первые рукописные
книги с изображениями относятся к 10 веку. С изобретением книгопечатанья в
середине 15 века и широким распространением книги роль художников все более
возрастает и задачи его становятся все более глубокими.
2.
Плакат.
Плакат – самый
массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической
агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа.
Оригиналы плакатов
создаются художниками в расчете на полиграфическое производство.
Строго определенные
функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы,
определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакаты быстро
сменяют друг друга и, воздействую сравнительно короткое время, должны отличатся
четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом
расстоянии. Зрителю в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат
призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно
большие размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в
плакате применяется особенно острая типизация образа и широко используется
такие условно-декоративные приемы как обобщение изображения, упрощение цветовых
отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения. Текст
должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения. Он не должен
механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер
шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться.
Виды плаката
разнообразны и разбиваются по своему назначению на несколько групп.
Политический плакат –
является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает
изобразительные средства политические задачи и лозунги. Необычайно широка
тематика политических плакатов: они посвящены борьбе за мир, направлены на
разоблачение врагов и т.д.
Многие плакаты
создаются в честь революционных праздников, международных событий и т.д.
Большое значение приобрели сатирические плакаты.
Информационно-рекламный
плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных
культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы – ознакомления
потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены театральные
плакаты и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или
кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое
устремления его авторов.
Учебно-инструктивный
плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных
правил и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное
количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного
использования.
Современному плакату
предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам,
расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах. В Германии 16 века они
были известны как «летучие листки». Широко распространялись такие агитационные
изображения в период буржуазных революций 17-18 веков в Англии, Франции и
Голландии. С изобретением новых способов размножения и развитием полиграфии
тираж агитационных листов все увеличивался. В конце 19 века появились плакаты,
близкие современным по назначению и виду.
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский государственный технологический университет
Кафедра дизайна
Реферат
Тема:
Виды графики
Выполнила:ст. Гр.4и-27
_____________
Проверила:
_____________
г.Витебск.2004г.
Литература
1.
2.