Исторический портрет и реформы Ивана Грозного
Балтийский государственный технический университет
"Военмех"
ДОКЛАД
Исторический портрет и реформы
Ивана Грозного.
Студент группы СИ-327
Судомоин Д.Д.
Санкт-Петербург
2002
Вторая
половина 16 века стала важным этапом в истории Русского государства. Крутой
поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор
– таковы основные вехи развития страны того времени.
Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками,
так и историками наших дней.
Мы его почти не знаем, разве что с внешней стороны. Он губил животных и
даже людей, будучи еще ребенком. Почему? Как он рос? Как создавался его
характер? Был ли он зверем от природы? Ответы на эти вопросы я постарался найти
и отразить в своем реферате.
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ИВАНА.
Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III
(1533г.). Правительницей государства стала его мать, Великая княгиня Елена
Васильевна. Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андрей, которых считали опасными
претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли. В 1538г.
умерла и сама Елена, и малолетний великий князь остался круглым сиротой.
Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха
беззакония, насилия, смут, вражды и борьбы за власть. Эта борьба шла
преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями – князьями
Шуйскими и Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть в стране и
преследовала побежденных противников.
Мальчик - государь, от природы умный, живой,
впечатлительный и наблюдательный, жил и рос в обстановке заброшенности и
пренебрежения. Бояре - правители не только не заботились о правильном
воспитании будущего государя, но даже плохо кормили его и его маленького брата,
а иногда и прямо обижали или оскорбляли его; но во время торжественных
церемоний и парадных приемов, на глазах народа или иноземных послов, бояре
оказывали юноше все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе
мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам, как его врагам
и похитителям его власти. Сцены боярского своеволия и насилия и его собственная
беспомощность и бессилие развили в нем подозрительность, недоверие к людям,
пренебрежение к человеческому достоинству. Так называемое "боярское
правление" надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением
казны, раздачей должностей "своим людям", расправами и разбоями.
Имея в своем расположении много свободного времени, Иван
предавался чтению и перечитывал все книги, которые мог найти во дворце.
Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит
Макарий. Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник
житий и поучений и обладал огромной библиотекой. Он и приучил Ивана к чтению,
образовав его ум, рано внушив юноше понятие о Москве, как о третьем Риме, и
воспитав в нем желание, превратить великое княжество Московское в православное
царство. Но, к сожалению даже влияние Макария не могло истребить в будущем царе
нравственную порчу.
ПЕРВЫЕ ДНИ ПРАВЛЕНИЯ
Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на
царство «венцом царским» или «шапкой Мономаха», и официально принял титул царя
и великого князя всея Руси ( 16 января 1547г. ). Надобно было, чтобы этот
новый титул признали восточные правители, а затем и все прочие государства.
Патриарх Константинопольский прислал Ивану lV свое согласие и благоволение;
многие же другие государи долго отказывали московским царям в их царском
титуле, именуя их по-прежнему только великими князьями.
Через две недели Иван женился на Анастасии Романовне
Захарьиной-Юрьевой, с которой он счастливо прожил более тринадцати лет, и
которая имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того же
года в Москве произошел ряд страшных пожаров. На пятый день после великого
пожара москвичи подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в поджогах;
они убили царева дядю, боярина Юрия Глинского и его детей. Их имущество было
разграблено. Впечатлительный царь, напуганный жуткими картинами пожаров и
бунта, каялся в своих грехах и дал обет отныне посвятить все свои силы служению
государству и народу.
ПЕРЕОД ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ
Со времени женитьбы и венчания на царство началась
самостоятельная деятельность царя Ивана. К концу 40-х годов вокруг молодого
правителя образовался круг советников, который составляли главным образом
митрополит Макарий, священник Сильвестр, Алексей Адашев и князь Андрей
Курбский. Это новое правительство позднее было названо "Избранной
радой". Начиная с 1550г. правительство Ивана IV провело в жизнь целый ряд
важных реформ. В том же году был созван «собор» духовных и светских сановников
для обсуждения необходимых мероприятий. Был создан новый судебник. Главные его
особенности заключались в том, что он всячески заботился о праведном суде и для
правосудия требовал, чтобы на суде присутствовали выборные от народа старосты и
«целовальники» (то есть присяжные). Через год собором был создан сборник правил
церковного порядка и благочиния, содержавший в себе 100 глав и потому названный
«Стоглавом». Он имел целью обновить и улучшить церковно-общественную жизнь и
уничтожить злоупотребления в церковном управлении и хозяйстве. В то же время,
кроме составления законов, шли меры и практические. Было установлено, что как помещики,
так и вотчинники должны обязательно и одинаково нести государеву воинскую
службу согласно общей установленной норме, пропорционально их землевладениям.
Была проведена военная реформа, призвано 1000 боярских
и дворянских детей и даны им земельные участки возле Москвы. Они составили
особый полк «московских дворян». Войско получило более правильное устройство.
Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого
города с уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы). Эти-то
отряды и были поделены при Иване на «сотни» и поставлены под начальство особых
«голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями и устроена хорошая
артиллерия. Наконец был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы
государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу к
поместьям помещикам давалось иногда и денежное пособие.
Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с
кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века.
ЗАВОЕВАНИЕ КАЗАНСКОГО И АСТРАХАНСКОГО ЦАРСТВ
НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ.
Не менее славны и внешние дела Ивана, современные его
реформам. Первым его великим успехом было завоевание татарского Казанского
царства.
В 1552г. огромное русское войско во главе с самим
царем двинулось к Казани. После продолжительной бомбардировки, взрывов,
подкопов и страшного кровопролитного штурма татарская столица была взята. Город
был сожжен и разграблен; остатки татарских ратей были добиты в окрестных лесах;
казанский царь был взят в плен и крещен; таким образом татарское ханство было
уничтожено. Вместо татарской Казани Иван построил русскую. Но несмотря на это
понадобилось несколько лет, чтобы были покорены подвластные Казани народы
(черемисы, мордва, чуваши, вотяки, башкиры).
В 1555г. в Казань был направлен архиепископ Гурий для
распространения здесь христианской религии.
В 1556г. царь, ободренный успехом в Казанском походе,
сравнительно легко завоевывает Астрахань, и таким образом все нижнее и среднее
Поволжье вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были
открыты для русской колонизации огромные пространства плодородных
малонаселенных и пахотных земель. Со второй половины XVI века в эти области
устремляется широкий поток русских колонизаторов. В 80-х гг. здесь возникают
новые русские города - Самара, Уфа, Саратов, Царицын и множество других
городов, сел и деревень.
Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван обратил
свое внимание на запад. Здесь он поставил себе целью пробиться к побережью
Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со
странами Средней и Западной Европы. препятствием на этом пути лежали владения
Ливонского ордена, издавна враждебного к России и всячески препятствовавшего ее
сношениям с Европой. Политическая сила Ливонии была в то время ослаблена
внутренними раздорами и, в частности религиозной рознью вследствие
распространения здесь протестанства. В 1558г. царь послал свои войска на
Ливонию. Война сначала была удачной для русских: были взяты Нарва, Юрьев и еще
около 20 городов, но потом повела к тяжелым потерям и неудачам. Не желая
подчиняться московскому царю, магистр Ливонского ордена отдался под
покровительство и защиту великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией
признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за
собой войну с Литвой и Швецией. Иван, однако, решил продолжать борьбу и в
1563г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город Полоцк.
Это был его последний успех.
Далее дела внешние представляют ряд неудач. Сила страны,
истомленной долгой войной и опричниной, слабела и истощалась. В 1571 г.
крымский хан со своей конницей прорвался до самой Москвы, взял город, сжег и
разграбил.
Затянувшаяся Ливонская война продолжалась, но уже без
успеха для русского оружия. Пользуясь ослаблением России, шведы также перешли в
наступление на севере и взяли города, расположенные на южном побережье Финского
залива. В 1583 г. со шведами была заключено перемирие, по которому они удержали
за собой все свои завоевания, и таким образом Грозный потерял и тот последний
кусочек Балтийского побережья, которым владел в старину Новгород Великий.
Во время этих сплошных неудач на западе на востоке
случилось событие, которое явилось началом покорения русскими необъятных
просторов Сибири. В 1581 г. атаман донских казаков Ермак с небольшим отрядом
(около 800 человек) перешел Уральские горы и завоевал Сибирское царство –
небольшую область сибирского царя Кучума. Восточные пределы государства были
сильно расширены. Из Западной Сибири в европейскую часть России потекли
пушнина, рыба и иные товары. Позднее, исследование этих земель было взято под
царское руководство, как задача первостепенной важности.
ОПРИЧНИНА; ЭПОХА ТЕРРОРА.
В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны
немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного.
Отношения с боярством начали портиться еще в период «избрания рады». В
1553г. царь тяжело заболел и, ожидая смерти, потребовал, чтобы бояре
присягнули его малолетнему сыну Дмитрию. Но бояре начали смуту: одни
присягнули, другие не захотели присягать, говоря, что Дмитрий еще младенец. К
удивлению, Иван узнал, что против его сына высказались и члены его избранной
рады и то, как бояре, так и Сильвестр желали бы воцарить двоюродного брата
государя, князя Владимира Андреевича Старицкого. С большим трудом удалось царю
настоять на своем требовании и заставить всех своих бояр поцеловать крест
Дмитрию. Затем он сам выздоровел, а его сын вскоре же скончался. Все это
происшествие потрясло Ивана и очень настроило его против Сильвестра и рады, в
душе его возросло чувство недоверия и неприязни к своим советникам. Однако по
внешности хорошие отношения сохранились до 1560г.; в этом году скончалась
царица Анастасия, оставив государю двоих сыновей: Ивана и Федора. Со смертью
жены царь круто изменился около него появились новые любимцы, с которыми он
начал вести недостойную жизнь, а старых советников Иван отдалил от себя.
Сильвестр был отправлен в монастырь, Адашев – в Ливонию, где он и умер, а в
1563г. умер митрополит Макарий, который был последним нравственным авторитетом
и нравственной сдержкой для царя
Действия свои против бояр царь открыл невиданным поступком.
В декабре 1564г. он со всем своим семейством и имуществом выехал из Москвы, не
сказав куда. Царь поселился в Александровской слободе, откуда 3 января 1565г.
отправил в Москву грамоту, в которой известил всех, что оставил столицу из-за
боярской измены. Эти письма произвели действия, на которые царь и рассчитывал.
Москва, брошенная на произвол судьбы во время тяжелой и опасной войны, пришла в
смятение и отправила к царю многолюдное посольство с духовенством во главе, с
просьбой не покидать царства. Иван согласился остаться у власти с условием, что
ему не будут мешать вершить свое правосудие над изменниками, как ему угодно.
При этом он установил для себя особый двор, знаменитую опричнину, для которой
сначала набрал одну, а затем и еще пять тысяч человек. Они были одеты в черную
одежду, ездили на черных конях, к седлу которых были привязаны символы их
власти и деятельности – метла и собачья голова в знак того, что они выметают
измену из Русской земли и грызут царских недругов.
На содержание своего нового двора царь забрал около 20
городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и
северных областях государства и несколько улиц в самой Москве, а также несколько
подмосковных слобод. В тех уездах, которые он забирал в опричнину, он забирал
поместья и вотчины у прежних владельцев и раздавал их своим опричникам, а
старым помещикам и вотчинникам давал земли в иных уездах, производя таким
образом полную ломку и перетасовку землевладельческих отношений в «опричных»
областях.
Когда опричнина устроилась, она начала действовать. Цель
опричнины состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той княжеской
аристократии, которая образовывалась в Москве из потомства удельных князей и
считала себя как бы соправительницей государя. Испытав на себе властолюбие
своих бояр, царь Иван счел их «изменниками» и задумал обезвредить все боярство.
В своем новом «дворе», куда он не пустил «изменников-бояр», он получил силы и
средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те
города и уезды в которых были старые удельные вотчины бояр и применял к ним тот
порядок, который применялся Москвою в завоеванных областях (Новгороде, Пскове,
Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и
подозрительные для Ивана IV люди, обыкновенно потомки удельных князей. Их
переселяли на окраины государства, на новые земли, где не было никаких удельных
воспоминаний, и где эти люди не могли быть опасны. Старые же их земли
отбирались «на государя» и шли в раздачу. Вместо удаленной знати царь селил в
их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и зависевших
только от него. Он делал это до самой смерти, в течение почти 20 лет, и
понемногу забрал в опричнину половину своего государства. Остальная половина
оставалась в старом положении, управлялась боярскою думой и называлась
«земщиной».
Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только бояр,
но и многих других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на
место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была
возбудить ненависть гонимых, но действия опричнины сопровождались еще
чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать из ее вотчин: он
мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы
«изменникам» не только десятками, но и целыми сотнями. В 1570 году царь подверг
разорению Великий Новгород. Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он ходил
на них войною, как на настоящих врагов.
Страна стояла на грани катастрофы.
Как же и почему русский народ молча терпел эту
бессмысленную вакханалию убийств и грабежей? Прежде всего, конечно, действовала
долгая привычка беспрекословно подчиняться воле и приказаниям государя-царя, но
кроме того, надо иметь в виду, что эпоха террора совпала с периодом тяжелой и
кровопролитной войны на западе.
И, наконец, не все молчали! В 1568г. митрополит Филипп,
после долгих и бесплодных увещеваний наедине перед всем народом в Успенском
храме обличил жестокого царя и, угрожая ему гневом Божьим, требовал, чтобы он
перестал проливать кровь невинных… В результате Филипп был свергнут с
митрополии и сослан в Тверской монастырь, где в следующем году он был задушен
царским опричником Малютой Скуратовым.
Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая
опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена,
старые удельные вотчины перешли к государю и были обменены на другие земли. Но
опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила
хозяйственный порядок в центральных областях. Когда Грозный выселял крупных
помещиков из их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем стали
уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться у новых владельцев.
Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины.
Общий результат опричнины
можно коротко описать как введение анархии и при защите государя, колебания
самих основ государства. Направленная против воображаемой измены, она
подготавливала действительную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
… 18 марта 1584 года. Царь Иван IV умер.
В свои неполные 54 года этот человек, исключительно одаренный, жестокий и
маниакально подозрительный выглядел глубоким стариком. Сказались долгие годы
борьбы, страха, расправ и покаяний.
Не только в русской но и во всей нелегендарной истории
человечества, образ царя Ивана Грозного является одним из самых непонятных и
разнотолкуемых, а период его правления вызывает самые противоречивые оценки
современников и потомков.
Подводя итог эпохе Грозного , можно сказать, что при всех
ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в
истории Отечества "Смутному времени"
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Жданов Л. Царь Иоанн
Грозный // Современник 93.
2.
Пушкарев С.Г. Обзор
русской истории // Наука 91. С. 137-147.
3.
Платонов С.Ф. Учебник
русской истории // Наука 94. С. 126-139.
4.
Ключевский В.О. Курс
русской истории // Просвещение 93. Т.2 С.145-165.
5. Павленко Н.И.,
Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861г. //
Просвещение 1989г. С. 121-153.
6. Сахаров А.Н.,
Буганов В.И История России // Просвещение 95. Т.1 С.200-235.