РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ
МГТУ имени
Н.Э.Баумана
РЕФЕРАТ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
НА ТЕМУ :
“
РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ
БОРЬБЕ “
Cтудент :
Группа
:
Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА
1996 год.
- 2 -
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее время
становится всё более и более популярным. Он прочно вошел в обиход
политической лексики ; без него редко обходятся в политологических
дискуссиях оно всё чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по
поводу текущих социальных и политических событий . Причин этому
достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё
возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во имя
любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных деятелей , с
которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и просто
человеческой привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии
слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от
привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные
этические идеи .
Насилие и ненасилие присутствуют во всех
культурах , у всех народов . Насилие на протяжении многих веков было ,
можно сказать , формой общественного развития , а наряду с этим
существовали упования на ненасилие , различным образом выражаемые ,
вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении ,
неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия
и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в
правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев теории
и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал
для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию , и по
Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая
доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь
ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в
отношении ярых противников истинной веры или вероотступников . Только
благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’
приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не
противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда возможных интерпретаций
евангельской заповеди .
В каждой культуре существуют две
альтернативы : одна - ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При
этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному .
Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в
культурах Востока , Запада и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо
Востока , присуще гармонизирующие видение человека и космоса , их
нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся
тьма вещей составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте
‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы .
По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и
даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди
них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои друзья ’’ .
Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является
индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из джайнского
канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно избиению , ранению
и убийству слепого ... Зная это , человек не должен грешить против
земли или позволять другим делать это ... Человек , который
воздерживается от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях
всех живых существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого ,
знает , что плохо для других , и наоборот ... ‘’
- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное
отношение к природе имело негативные последствия для
судеб народов Востока . Потому что
невыделенность человека из природы
проектировалась на общество . Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность
.Человек рассматривается как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его
самоценность не признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению
к человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко
свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в
индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек
рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности социальной
иерархии , расположенные вокруг единого центра - императорской власти ,
обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения
общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче говоря , в восточном
традиционном обществе наблюдается , с одной стороны , ориентация на
ненасилие в отношении к природе , а с другой стороны , - насильственная
ориентация государства по отношению к человеку .
На Западе мы видим совсем другую
альтернативу . Начиная с античности , возрастает отпадение человека от
космоса и человек по отношению к природе выступает как “ царь “ ,
который вправе управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека
из природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу ,
получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи
индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени
происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным
обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ” и
” Восток” . Новая экономическая и политическая
реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к
человеку , ведёт к утверждению его
” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится
право на жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций
Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не
только в силу нашего географического срединного положения , но и
вследствие ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20
в. , сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по
отношению к природе , и
к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная
надежда для нашего мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М .
Ганди ) . Это отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать
, манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её
равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется
исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и обретения
солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных путей
со-беседования и со-труднечества , со-гласия и со-ревнования ,
со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь
оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии
господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а лишь
от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -
деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её реализации ,
вообще недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы
личности .
Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?
Казалось бы ,
о применении силы не может идти и речи ( ведь
борьба ненасильственная ) ,
- 4 -
однако сила в ненасильственной борьбе не только
применительна , но и занимает
в ней очень важное место .
Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл
своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной борьбе
“.
В этой работе много интересных мыслей ,
большинство из них , достойных нашего приводится ниже .
Понятие силы
В основе ненасильственной борьбы лежит
определённое понимание природы силы в обществе и политике . Эту борьбу
невозможно понять , если не принимать во внимание такого важного
элемента , как сила .
Данное утверждение находится в прямом
противоречии с широко распространенными представлениями о то , что
ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует
реальность силы в политике , и что сторонники ненасильственных действий
очень наивны , ибо не видят в насилии источник политического могущества
. Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в
политике и той роли , какую она играет в процессе ненасильственной
борьбы.
Ненасильственная борьба представляет собой
политическую технику , которую необходимо понять исходя из её
собственной природы , а не объяснять или оценивать её по ассоциации
или сходству с другими явлениями . Эта техника скорее использует
социальные , психологические , экономические и политические методы
воздействия на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против
действий или политики которого ведется борьба , следует не называть
врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается принципиальная
готовность к взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает
около 200 методов символического протеста , социального несотрудничества ,
экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического
несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может варьироваться
от сидячего протеста до создания параллельного правительства) . Эти
разнообразные методы также именуются “ оружием “ ненасильственных
действий.
Данную технику не следует путать с
отличными от неё , но не менее важными проявлениями религиозных и
нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия .
Однако гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику
ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства
использовать только мирные средства . Они использовали насилие прежде
или готовы прибегнуть к нему при определённых обстоятельствах в
будущем . Иными словами , при наличных условиях эти люди были готовы
следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения
конкретных целей , хотя и не были связаны обязательством использовать
именно эти средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной
выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в
данном конфликте .
Ненасильственная борьба является техникой
противостояния силы противнику - оппоненту . Группа , выступающая в
качестве оппонента , обычно обладает значительной административной ,
экономической , политической и военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой
контролируемый элитой государственный аппарат , который враждебен
благополучию и интересам широкого населения . Однако часто в качестве
оппонента выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое
государственными структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное
воздействие политического курса и действий группы , которая
рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой
“ группой .Эта группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать
против политики в целом , или даже может не признавать режима . Но
группа , которая фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше
“ притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных социальных
институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может быть понята или
разумно организованна без внимания к возможности силы . Термин “ сила ”
используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов
воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или
обществу сохранить себя , реализующих их политический
курс и способствующий ведению внутренней и
внешней борьбы . Сила может измеряться соответствующей возможностью
контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью
мобилизовывать людей и институты на определённое действие .Такого рода
сила может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь
определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить
других людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;
сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и
отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или
институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .
Политическая сила может находиться в руках
правительств , государства , институтов , оппозиционных движений и других
групп .Она может быть использована непосредственно , но может быть и
резервной способностью ,
оказывая влияние лишь фактором своего
существования .
Чтобы понять роль силы в ненасильственных
действиях , необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в
группе оппонентов , так и в группе ненасильственного действия .
Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт , что
сила , которой обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях
политического руководства и управления в любом правительстве (т.е. те ,
кого мы для краткости называем
” правителями” ), не является чем - то изначально
присущим . Эту силу они получают извне , из общества , которым они
управляют .
Главы правительств и политических систем не
являются ни всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой .
Господство правителей и политической элиты зависит в конечном счёте
от сотрудничества населения и общественных институтов .
Политическая сила возникает из взаимодействия
всех или хотя бы нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти
правителей и её легитимность в глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы . Число людей ,
поддерживающих , сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их
число относительно всего населения , а также формы и устойчивость их
организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и
возможности этих людей , их способность удовлетворять потребности
правителей .
- 6 -
5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и
финансовые ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые
имеются в распоряжении правителей для применения их как против
подданных , так и в международных конфликтах .
Почти всегда существует проблема , в какой
степени некоторые или все эти источники силы имеются в наличии ;
исключительно редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация ,
когда все они даны полностью или полностью
отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы
правителей зависит от сочетания этих источников .
Правители в большей мере зависят от
повиновения и сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право
руководить , подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое
соглашение , которое только и делает существование правительства
возможным . Эта потеря власти ведёт к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря
власти достигает крайней степени , это угрожает самому существованию
такого правительства .
Ситуация ограничения или отказа подданных от
сотрудничества опасна для любого режима , потому что именно своим
сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию
существующей системы . Как экономическая , так и политическая системы
функционируют благодаря содействию многих людей , организаций и малых
групп , а правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем
более обширен и более детализирован контроль правителей , тем более
они нуждаются в подобно содействии.
Сила правителей зависит от постоянства
подобного содействия , не только отдельных членов общества , должностных
лиц , служащих и т.п. , но и организаций и институтов ( даже
второстепенных ) , которые образуют систему в целом . Это могут быть
министерства , организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти
индивиды , группы и институты могут отказаться от сотрудничества и
могут уклонится от оказания содействия , достаточного
для того , чтобы сохранить позиции правителей и
дать им возможность реализовывать свой политический курс .
Границы принуждения
Если перед лицом широко распространяющегося
несотрудничества и неповиновения правители не идут на значительные
уступки , то они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь
обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители
могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции
возможны благодаря тому , что в то время как одна часть населения
отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной и
осуществляет её политический курс .
Но это , однако , ещё не всё . Правящая
группа также в свою очередь , должна быть объединена чем-то иным ,
нежели только санкциями и , следовательно , также является уязвимой для
внешних воздействий . К тому же сама способность правителей применять
санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит от
помощи самих подданных , которая может быть ограничена или прекращена .
Но правителям нужна не пассивная поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и
большое число помощников . Однако все усилия добиться этого содействия
путём принуждения будут недостаточными , если власть правителей не
будет ограничена .
Санкции необходимы для поддержания
политической власти правителей - особенно в моменты кризисов . Однако
эффективность этих санкций зависит от
реакции подданных , которым они угрожают лил
против которых они применяются . Во многих ситуациях люди должны , как
порой поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности .
Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность выбора
, проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной санкция должна
внушать страх ; тогда люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться .
Они могут и не сделать этого .
В такой ситуации отношения власти существенно
видоизменяются , и это представляет серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое сопротивление
Наличие каждого из источников силы , кроме
того связано или непосредственно зависит от степени сотрудничества ,
покорности , повиновения и содействия , которых правители должны добиться
от своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или
изолировать эти источники силы путём
уменьшения или даже отказа от необходимого
сотрудничества и повиновения .
Если силу правителей можно регулировать
путём отказа от помощи и повиновения , тогда несотрудничество и
неповиновение должно быть широко распространены . К тому же , необходимо
поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных на то
, чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и
несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт или
уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы
переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет
политически значимой . Свобода действия правителей обратно
пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих
институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов .
Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена путём
изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение от
сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и
повиновения сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей ,
тогда конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в
зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что власть
утверждается только насилием и что победа неизбежно достаётся стороне ,
обладающей большей способностью к насилию , является ошибочным . На самом
деле главным является решимость не повиноваться и способность к
сопротивлению .
Такое понимание сущности политической
власти может быть реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами
тиранического правительства должно быть активно выражено в отказе от
сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или массовая
акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству
не хватает независимой организации , тогда подданные обычно не способны
на общую оппозицию .Они будут бороться один на один . Эффективное
действие , основанное на таком понимании силы , нуждается в общем
сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные основы общества
Структурная основа общества существенным
образом предопределяет возможность граждан контролировать своих
правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных
общественных институтов , в которых и сконцентрирована политическая сила
.
Формы и сущность этих органов политической
силы меняются от общества к обществу , и от ситуации к ситуации .
Одни способны включать такие социальные группы и институты , как семья
, социальные классы , религиозные и национальные группы , профессиональные
и экономические группы , небольшие поселения и деревни , города , провинции
и регионы , органы местной администрации , организации добровольцев и
политические партии . Но чаще всего
эти органы силы являются традиционными ,
укоренившимися ,официально признанными социальными группами и институтами
. Иногда они могут быть организованы не столь формально ,могут
создаваться или даже восстанавливаться по мере осуществления каких-либо
целей или в противостоянии правителям.
Cтатус этих образований в качестве органов
силы будет определяться их способностью действовать независимо и
контролировать действенную силу других , т.е. правителей или других
органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество ,
степень их централизации или децентрализации , принятые в них процедуры
выработки решений , степень их внутренней прочности и жизнеобеспеченности
.
Структура сил общества , а также их взаимосвязь
, значительно определяют сферу и степень максимальной эффективности сил
правителя . Когда сила как бы разлита в обществе между различными
общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью
будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные структуры
дают возможность противостоять правительственному влиянию . Подобная
ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же , с другой
стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или путём
различных ограничений нарушено их независимое существование и автономия
действий , тогда сила правителей с большой вероятностью станет
неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к общему
противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная способность общества
контролировать правителей во многом зависит от условий , в которых
действуют органы силы . У общества , в котором существуют группы и
институты , обладающие значительной социальной силой и способные к
независимому действию , больше возможностей контролировать власть
правителей и тем самым противостоять тирании , чем у общества , в
котором все подданные одинаково бессильны , так как в нём не
существует структур , с помощью которых народ может действовать сообща
для достижения своих целей .
Источникам власти правителей угрожает
опасность , как правило , только тогда , когда одновременно большое
количество подданных ( или социальные группы или институты ) уклоняются
от содействия , сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих
структур отказывать в поддержке источникам власти приобретает
первостепенное значение .
- 9 -
Таким образом возможность контроля за
действиями правителей со стороны негосударственных институтов общества
будет определяться следующими факторами : 1) желанием народа
контролировать эти силы ; 2) количеством независимых организаций и
институтов ; 3) степенью их независимости ; 4) характером источников силы ,
контролируемых этими институтами ; 5) степенью
влияния на социальную силу и контроля за ней
и 6) способностью людей выражать своё неодобрение и отказываться от
сотрудничества . Если все эти
факторы наличествует в достаточной степени , то
общество может выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить
, а может и совсем перекрыть их доступ к силе .
Cледовательно , изменение силы правителей
непосредственно или косвенным образом связано с готовностью подданных
одобрять правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять
их намерения .
Ослабление силы правителей
Когда люди отказываются от сотрудничества ,
уклоняются от помощи , проявляют стойкость в своём неповиновении и
открытом неподчинении , они лишают своего оппонента элементарной
поддержки и сотрудничества , в которых нуждается любое правительство и
иерархическая система . Граждане могут неподчиняться законам , которые
они отвергают . Рабочие могут прекратить работу , чем парализуют
экономику . Служащие могут отказаться исполнять инструкции . Солдаты и
полиция могут действовать пассивно при проведении репрессий ; они могут
даже взбунтоваться . Если люди и институты делают это достаточно долго
и интенсивно , правительство или иерархическая система теряют силу . Люди
, которые были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё
меняется из-за того , что человеческое содействие , создающие и
поддерживающее политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила
режима уничтожается .
Однако ,чтобы обладать эффективной силой
против властвующих правителей , недостаточно одного упрямства и
коллективной стойкости . Всеобщее противостояние должно быть переведено
в стратегию действия . Людям необходимо знание техники , основанной на
этом понимании существа силы , включая специфические методы этой техники
, динамику развития , необходимые составляющие успеха и принципов
стратегии и тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К
этому относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии .
Нам необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -
той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .
Система ненасильственных
средств борьбы
Ненасильственное действие представляет собой
совокупность средств борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение
“ битв”, нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ”
солдат ”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,
стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять
избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия
настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение , что
достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше времени
, чем насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные
действия приводят к успеху в течении довольно быстрого срока .
- 10 -
Большинство методов ненасильственных действий
можно рассматривать как реализацию теории силы , о которой говорилось
выше . Чётко различаются три определённых класса ненасильственного
оружия в ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,
несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить
существующие социальные , экономические или
политические отношения и одновременно основательно изменить баланс сил .
Ненасильственный протест и убеждение являются
главным образом символическими действиями в мирном противостоянии или
при попытке убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а
посредством кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование ,
расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги протеста .
Самая незначительная группа ненасильственных
методов включает несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество
заключается в намеренном
неодобрении , уклонении или открытом неповиновении
в определённых существующих отношениях - экономических , социальных или
политических . Действия могут быть спонтанными или запланированными ,
законными или незаконными .
Методы несотрудничества разделяются на три
категории : 1) методы социального несотрудничества ( включая социальные
бойкоты ); 2) методы экономического несотрудничества ( подразделяющиеся
на экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического
несотрудничества ( также известные как политические бойкоты ) . Умение
групп ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -
социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно важным
в динамике ненасильственной борьбы .
Методы ненасильственной интервенции ,
применяемые в определённых ситуациях , коренным образом изменяют её . К
ним относятся посты , сидячие забастовки , протесты , ненасильственные
заграждения , утверждение новых социальных установок , альтернативные
экономические структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы
без сотрудничества , создание параллельного правительства .
Овладение силой
Ненасильственные действия прибегают к силе
как для противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .
Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники
силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое
действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы носят
в основном экономический характер , то и сопротивление должно носить
экономический характер . Если эти вопросы являются в основном
политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от
населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо нанесения
непосредственного удара по военным формированиям оппонентов , которые
являются видимым выражением их силы , ненасильственные санкции наносят
удар непосредственно по источнику этой силы : сотрудничеству и
повиновению . Например , массовые забастовки могут парализовать экономику ,
а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию .
Технику ненасильственных действий можно
также рассматривать как более опосредованное , не прямое воздействие на
силу оппонента , чем это
- 11 -
осуществляет насилие . Это осуществляется с
целью подрыва позиций оппонентов и одновременно помогает
сопротивляющимся мобилизовать свою возрастающую силу и поддержку ,
которая им оказывается . Например , провоцируя репрессии своими
ненасильственными действиями , ненасильственно сопротивляющиеся могут
продемонстрировать , что репрессии оппонента не в состоянии запугать
население . Продолжительное сопротивление наряду с
поддержанием ненасильственной дисциплины может
вызвать у постоянных сторонников правителей отчуждение от них и ,
таким образом , ослабить их .
Число сопротивляющихся может расти , и поддержка
их также может очень значительно увеличиться . Всё это происходит
вследствие того , что насилию оппонента противостоят опосредованно .
На весь ход конфликта будет влиять
стратегия и тактика , применяемая группами ненасильственного действия .
Они нуждаются во внимательном и тщательном планировании своей стратегии
, используя лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов
и знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .
Вызов , брошенный ненасильственными
действиями , может быть слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво
. В чрезвычайных ситуациях иногда вызов может до основания разрушить
эту ситуацию .
Трудности , с которыми сталкивается оппонент ,
противодействуя ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением
или незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и
механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и
силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента .
Репрессии - наиболее вероятный ответ на
протест . Они могут быть использованы в виде цензуры , конфискации
капиталов и имущества , разрыва средств сообщения , экономического
давления , арестов , заключения в тюрьму , принудительной мобилизации ,
концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания ,
избиений , пыток , убийств , введения военного положения , казней и актов
мести .Масштаб и виды репрессий будут зависеть от различных факторов .
Так как репрессии в случае ненасильственных действий могут быть
неэффективными по отношению к целям оппонента , то они могут быть
более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания ,
использующего насилие , а также обычной или партизанской войны .
Вероятность репрессий является сильным
доводом в пользу того , что ненасильственное действие представляет
реальную угрозу установленному порядку , они косвенно подтверждают силу
ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости не
являются причиной для отказа от ненасильственных действий , как и
военные действия противника - для отказа от какого-либо военного
сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для действия
против оппонента , который способен и стремится использовать
ненасильственные санкции .
Ненасильственная дисциплина в
действии
Вопреки ожидаемому , репрессии не будут
неизбежно вызывать покорность .
Чтобы санкции были эффективными , они должны
воздействовать на сознание подданных , порождая страх и готовность к
повиновению . Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а
также отказ от лояльности
- 12 -
заставит группу ненасильственного действия
сопротивляться вопреки опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в
сохранении ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над
оппонентом , в уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это
увеличит её шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех
, ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики .
Крупномасштабное , решительное и умелое
использование ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень
специфические проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное
использование ими своих сил . Вызывая
репрессии со стороны оппонентов , группа
ненасильственного действия сможет разрушить политическую устойчивость
оппонентов , уменьшить их поддержку и ослабить власть .
Перед лицом репрессий ненасильственно
сопротивляющиеся , если у них есть сила , должны упорствовать и
отказываться от подчинения . Известны многочисленные исторические примеры
стойкости перед лицом превосходящего насилия групп , придерживающихся
как ненасильственных , так и насильственных методов борьбы .
Ненасильственная дисциплина также содействует процессу политического “ джиу-джитсу”,
который основательно может изменить
соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости
оппонентов могут , в конечном счёте , стать известными , а репрессии
скорее усилят , нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие
, использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей тех
, кто их поддерживал и активизировать участников ненасильственного
сопротивления .
Сохранение в ненасильственном движении
дисциплины даже перед лицом репрессий не является выражением моральной
наивности . Напротив , оно способствует успеху и является предпосылкой
для благоприятных изменений в распределении силы . Ненасильственной
дисциплиной можно пренебречь лишь в случае реального риска потерпеть
поражение .
Политическое джиу - джитсу
Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы ,
группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию
несколькими путями.
Когда жестокости по отношению к сторонникам
ненасилия усилятся , антинародный режим будет выглядеть жалким , а
симпатия к ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть
населения может отшатнуться от режима и проявит большее желание
вступить в ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить
поддержку жертвам репрессий и активизировать противодействие по
отношению к насилию и политике режима . Хотя действенность
национального и международного общественного мнения различается ,
последнее может ненасильственно поддержать сопротивляющихся и
одновременно может привести к значительному политическому и
экономическому давлению . Сторонники , агенты , войска режима ,
дезорганизованные жестокостями по отношению к сторонникам ненасилия ,
могут начать сомневаться в справедливости такой политики .
Первоначальное беспокойство может перерасти во внутренние разногласия и
одновременно даже в несотрудничество и непослушание в рядах правителей
, что может выразиться в забастовках и мятежах . Репрессии ,
направленные на участников ненасильственного сопротивления , могут иметь
обратное действие на оппонента . Это и есть политическое ” джиу - джитсу”
в действии .
- 13 -
Перестановка сил
Технические приёмы ненасилия
оказываются действенными в значительной мере благодаря тому , что их
применение ведёт к изменению в балансе сил . Это результат действия
нескольких факторов . Процесс политического джиу-джитсу имеет очень
значительное влияние на возможный рост силы группы ненасильственного
действия и на возможность сокращения силы оппонента .
Группа ненасильственного действия постоянно
стремится к росту своей силы . Это помогает увеличить поддержку и
участие со стороны более широких слоёв населения - так называемой “
притесняемой ” группы . Природа
ненасильственных действий делает возможным для
сопротивляющихся получить значительную помощь в третьих партиях и даже
среди сторонников оппонента.
Возможность приобретения такой поддержки намного
превосходит ту , которая содержится в насильственной борьбе . Умение
достигать такой поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо
и косвенно влиять и одновременно регулировать силу оппонента , путём
ослабления или разъединения источников силы . Пути достижения этого
всегда различны : во внутрисоциальных конфликтах они будут иными , нежели
в конфликтах с иностранными оккупационными режимами , чья власть
опирается на административный аппарат и на агентов по принуждению ,
находящихся за пределами страны .
Ненасильственная тактика , однако , может быть
применена и в той и в другой ситуации .
Число сопротивляющихся групп может
поэтому различаться внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество
населения и число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или
стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников оппонента
и степень официальной поддержки может до крайности возрасти или
уменьшится в период конфликта . На эти изменения , помимо других факторов
, будут прямо или косвенно влиять действия и поведение ненасильственной
группы . Часто на соглашение сил будут влиять третьи партии , которые
могут перейти с позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или
противодействию какой-либо из двух сторон .
Ход ненасильственной борьбы порождает и
отражает изменения возможностей силы каждой стороны и их относительную
силу в сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может
постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе
борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют аналогии ,
параллели в конфликтах , в которых обе стороны используют насилие .
Результаты всего этого комплекса изменений будут определять
и конечный исход борьбы .
Четыре способа достижения
изменений
Несмотря
на различия между видами ненасильственных действий , можно выделить
четыре основных ” механизма ” изменений , которые происходят в
ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2) приспособление , 3)
ненасильственное принуждение и 4) разрушение .
При обращении , в результате действий
ненасильственной группы , оппонент принимает цели группы как приемлемые .
Однако такое изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .
- 14 -
В случае приспособления , оппонента не обращают
в свою веру и не подвергают ненасильственному принуждению , однако
элементы этих способов или каждый в отдельности влияют на решение
оппонента пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае
приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования без
основательного изменения своего мнения по спорному вопросу . Оппонент
делает это вследствие того , что считает это лучшим , что он может
сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять внутренние
разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать значительных
бедствий или сохранить свою репутацию .
Представляется , что это наиболее распространённый
механизм изменения позиции .
Приспособление является сходным с
ненасильственным принуждением и разрушением в том , что успех здесь
основывается на социальной , экономической или политической ситуации , а
также широких слоёв населения , а не на убеждении и обращении
оппонента . Базисное соотношение сил изменяется так же , как меняется
полная картина конфликта .
Посредством ненасильственного принуждения
можно достигнуть целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки
стремлениям оппонента . Ненасильственные действия становятся средством
принуждения , когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают
успеха на основе существенного лишения оппонента источников силы .
Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда , когда воля
оппонента блокирована . Это может произойти в следующих случаях : 1)
когда открытое
неповиновение становится настолько
распространённым и массовым , что уже не может контролироваться
репрессивным аппаратом ; 2) когда система парализована или 3) когда
способность оппонента применять репрессии и полицию решительно
пресечена благодаря повсеместным мятежам солдат и полицейских ,
широкомасштабному отказу от помощи со стороны бюрократии или массовому
отступлению властей и поддержке населения . Но при этом у оппонента
сохраняется некоторая сила и он продолжает существовать в качестве
органа , который может капитулировать или подвергнуться принудительным
изменениям .
Разрушение - четвёртый способ - имеет место
, когда источники силы правителей настолько разъединены или иссякли ,
что они просто перестают существовать как группа . Даже чтобы принять
поражение , не остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не
существует .
Изменения источников силы
Ненасильственное действие может снизить
действенность каждого из источников силы следующими путями :
!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам
представляет собой демонстрацию того , в какой степени их власть уже
уменьшилась . Борьба может способствовать отчуждению большинства людей
от правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к
другой власти , даже к параллельному правительству .
2) Человеческий фактор . Широко распространённые
ненасильственные действия могут также уменьшить или свести на нет
людские ресурсы путём уклонения от повиновения и сотрудничества
основной массы подданных , которые поддерживают и приводят в действие
систему . Наглядное количественное увеличение несотрудничающих ,
непослушных и действующих вызывающе членов
- 15 -
” притесняемой ” группы создаёт серьёзные
проблемы правителям .
Отлив людей воздействует и на другие
необходимые источники силы
( навыки , знания и материальные ресурсы ) .
Таким образом , правители начинают нуждаться в огромных силах в то
самое время , когда их способность к принуждению уменьшается . Если
сопротивление растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в
конечном итоге режим может оказаться бессильным .
3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы
людей обладают специальными навыками или знаниями особой важности . Это
- специалисты-администраторы ,
официальные лица , специалисты , консультанты . Их
отказ от поддержки правителей непропорционально ослабляет власть . Не
только полный отказ
специалистов , но даже недостаточная или
намеренно некомпетентная помощь может сыграть важную роль .
4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или
лояльность по отношению к властям угрожает масштабному
ненасильственному действию .
5) Материальные ресурсы . Ненасильственное
действие может сократить или дезорганизовать снабжение материальными
ресурсами оппонентов : контроль над экономической системой транспортом ,
средствами сообщения ,финансами , сырьём и т . п .
6) Санкции . Ненасильственные действия могут
отрицательно влиять даже на способность оппонента применять санкции .
Отказ иностранных государств продавать оружие или забастовки на
военных заводах , фабриках , на транспорте могут представлять угрозу
вооружённым силам правителей . В некоторых
случаях число агентов репрессий - полицейских и
войск - может быть сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или
отказа служить потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут
выполнять приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще
, что становится фактором ненасильственного воздействия на правителей
или их дезинтеграции как жизнеспособной группы .
Изменения в сражающихся
группах
Ненасильственные действия оказывают серьёзное
воздействие на участвующих в них людей . Например , когда люди узнают
и применяют на практике технику ненасильственных действий , у них
появляется больше уважения к себе , повышается их уверенность в себе ,
в своей способности оказывать влияние на ход событий , это ведёт
также к уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё большему
осознанию своей собственной силы . В общем , приобретая опыт в различных
конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится
достигнуть ещё больше единства , внутреннего сотрудничества и
солидарности . Ненасильственные действия способствуют достижению этих
результатов .
Подведение итогов
Ужасы двух мировых войн , контрационных
лагерей нацизма и сталинизма , конфронтация , в том числе и военная ,
между различными государствами , расизм , этнонациональные конфликты ,
многочисленные факты насилия в обыденной жизни , - всё это показывает ,
что и в 20 в. человечество не избавилось от агрессивности и насилия .
Уровень агрессивности и насилия отнюдь не уменьшился . Они приобрели
лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .
- 16 -
О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и
как о веке насилия и агрессивности , и как о веке , превратившем
ненасилие из моральной идеи в действенный принцип социально-
политических ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не
видеть того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который
задаёт новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .
конечном итоге , к ненасильственной гражданской
обороне , и , возможно , к небольшим национальным гвардиям для борьбы со
стихийными бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление права
на отказ от службы в армии по соображениям совести и обеспечение ”
отказников ” альтернативной гражданской службой ; переключение средств из
военного бюджета на социальные программы . Пересмотр системы образования
с включением в него гуманистических , ненасильственных традиций ,
естественно , отмена военной подготовки в учебных институтах и школах ,
которая сейчас всё ещё сохраняется под другим названием .
В области общественного устройства - это
осуществление не только выборной представительной демократии , но и
демократии участия людей , когда сами граждане имеют возможность влиять
на принятие решений от которых они зависят , и непосредственно
участвовать в их принятии . Отказ от
жёстких , вертикальных , иерархических структур ,
которые в итоге ведут к диктатуре , коррупции и замкнутой
самопроизводящей бюрократической структуре .
Создание широкой системы местных и
региональных объединений гражданских движений , действующих на основе
самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы .
Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая часть
гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека , отменой
смертной казни и изменением уголовного законодательства .
Ненасильственные действия способны
противостоять даже наиболее безжалостным правителям и военным режимам
, потому что они задевают самые уязвимые места всех иерархических
институтов и правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря
на репрессии , источники силы могут быть ограничены или в достаточной
степени разъединены , политическая система и силы режима будут
парализованы . В некоторых случаях сила правителей просто отомрёт в
результате политического голода .
Это понимание природы политической силы
и межкультурное истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём
, показывает , что ненасильственная борьба не замыкается в культурных
или национальных границах . Понимание этого исключительно важно при
решении проблем национального освобождения , международной агрессии и
внутренней узурпации во всех частях света .
- 17 -
Список используемой литературы
:
1) Политологический словарь ;
2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия
.
3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .
4) Евангелие .
5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.
-1-
Содержание :
стр.
Теория ненасилия ( Введение )
............................................................................2
Понятие
силы........................................................................................................4
Зависимость
правителей...................................................................................5
Границы
принуждения.......................................................................................6
Объединённое
сопротивление............................................................................7
Структурные основы
общества......................................................................7
Ослабление силы
правителей............................................................................9
Система ненасильственных средств
борьбы.................................................9
Овладение
силой..................................................................................................10
Репрессии..............................................................................................................11
Политическое джиу -
джитсу...........................................................................12
Перестановка
сил................................................................................................12
Четыре способа достижения
изменений........................................................13
Изменения источников силы..............................................................................14
Изменения в сражающихся
группах.................................................................15
Подведение
итогов................................................................................................15
Используемая
литература....................................................................................17