Творчество Ивана Алексеевича Бунина
Творчество Ивана Алексеевича Бунина
И.А. Бунин родился в Воронеже, а детство и юность
почти целиком провел в захудалом, наполовину разоренном хуторском имении своего
отца Бутырки, находившемся в нынешней Орловской области. Там, среди лесов и
полей среднерусской полосы, в живом общении с природой, в тесной связи с бытом
трудового крестьянства, протекали его детские и юношеские годы. Может быть,
именно бедность, захудалость когда-то знатного рода Буниных привела к тому, что
уже в юные годы будущий писатель был близок к народному труду и быту.
Константин Федин назвал Бунина «Русским
классиком рубежа двух столетий». Творческий путь Ивана Алексеевича начался с
поэзии. Лучшим поэтическим произведением (отмеченным Пушкинской премией) стала
поэма «Листопад» (1901 г.). Природа в лирике Бунина – источник гармонии и
душевных сил, только в единстве человека с природой можно почувствовать и
понять тайную сущность жизни. Художник пишет о даре любви, о непрерывной связи
человека с природой, о тончайших движениях души. Писатель-реалист видел и
неминуемое разрушение, и запустение «дворянских гнезд», наступление буржуазных
отношений, создал много образов крестьян.
Широкую известность принесла писателю проза. В его
творчестве прослеживается два идейно-тематических центра: «деревенская проза»
(в центре которой взаимоотношения барина и мужика) и лирико-философская (в
которой поднимаются «вечные» темы: любовь, красота, природа). В этот период
были созданы «Антоновские яблоки» (1900 г.), «Суходол» (1911 г.), «Грамматика
любви» (1915 г.), «Господин из Сан-Франциско» (1915 г.) и другие.
В рассказе «Антоновские яблоки» показано угасание
дворянского быта. Через воспоминания рассказчика Бунин передает лирическую
грусть и тоску по былым временам («…Вспоминается мне ранняя погожая осень.»
«…Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и
поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах
антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух чист, точно его совсем
и нет..,»). Рассказ начинается и заканчивается многоточием – рассказ без начала
и конца. Этим автор показывает, что жизнь продолжается, не стоит на месте.
Автор не ставит точку, предлагая читателю задуматься, а, может, снова
перечитать произведение, еще раз рассмотреть картины, овеянные единством
человека с природой и любовью к родине. Уходит из жизни целый мир – дворянский
и крестьянский, мир, пропитанный ароматом антоновских яблок, мир, в котором было
так «холодно, росисто и … хорошо жить». «Антоновские яблоки» - рассказ о
навсегда утраченном.
В повести «Суходол» идея о вырождении дворянства
сочетается с мыслью автора об ответственности господ за крестьян, об их
страшной вине перед ними. На примере «Суходола» Иван Алексеевич показывает
привязанность человека к своей родине («Где родился, там и годился…»).
В основе сюжета рассказа «Господин из Сан-Франциско»
лежит рассказ о нескольких месяцах жизни богатого американца, устроившего
поездку для своей семьи в Европу. Всю свою жизнь герой истратил в погоне за
прибылью, но считал что он до этого «не жил, а существовал», стремясь стать
таким, как его идеал. Этот человека был убежден в том, что деньги дают ему
власть надо всем, и в этом мире он действительно «господин». Но деньги не
властны над смертью. В гостинице на Капри «господин» внезапно умирает и его
труп в деревянном ящике отправляют обратно на пароход.
Композиция рассказа двухчастная. Кульминация, смерть
персонажа, делит текст на две части, позволяя читателю увидеть героя в двух
пространственно-временных ракурсах: при жизни и после смерти. Жизненное
пространство господина из Сан-Франциско соответствует его роли – роли
значительного лица, значительного в его собственном сознании и в восприятии
окружающих. Смерть героя закономерна: «просуществовав 58 лет он умирает от
того, что так и не научился жить.» Смерть в рассказе Бунина выявляет истинную
значимость героя. Мертвый господин из Сан-Франциско не представляет никакой
ценности в глазах окружающих. Своеобразным символом фальши автор показал
влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. И только один капитан знает,
что это «нанятые влюбленные», за деньги играющие в любовь для публики. В
рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин рассуждает над общечеловеческими.
Взаимоотношение человека и мира, истинные и мнимые ценности, смысл
человеческого существования – вот те вопросы, которые волнуют автора. Иван
Алексеевич не только сам размышляет над многочисленными проблемами но ни одного
читателя, взявшего в руки одного читателя, взявшего в руки его произведения, не
оставит равнодушными.