Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
- шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема
нравственного разложения дворянства и проблема воспитания.
Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа
дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики,
конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со
слугами и наемными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежительно,
оскорбительно. Её сын Митрофан - лодырь, обжора и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая
и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего
сына наукам, но учителей набрала "ценою подешевле , да и тем мешает. "
Она советует сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до
ушей его, как ты трудишься!" "Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все
себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!" В припадке бешенства
она кричит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболела. Она не
считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью,
собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова - помещица,
безграмотная, жестокая и необузданная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет
ума, милосердия.
Митрофан — единственный сын провинциальных родителей.
Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на
мать"...
Сын Простаковой — невежа, бездельник,
любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того
времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман,
точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Грамматике — семинарист Кутейкин,
уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его
желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит:
"Пострел их побери!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его
научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не
удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен "приниматься за
людей", то есть пороть слуг. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за
людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофан
становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок
пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала,
колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже
льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в
богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает
перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына. Митрофан —
недоросль, прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни
арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от
существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет
уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и
предпочитает положение "недоросля".
Комедия «Недоросль»
не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения
зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает,
прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы,
привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.