Два характера в русской литературе
Владимир Дубровский и Петр Гринев – представители лучшей части
дворянства.
В конце двадцатых
– начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его
интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Также, писатель
обращается к актуальной теме крестьянских выступлений.
А.С. Пушкин
выставляет напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних
дворян, но знакомит читателя и с лучшими представителями этого слоя населения.
Прослеживается это в таких произведениях поэта, как «Дубровский» и «Капитанская
дочка». А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и
"дикость" дворянства, выдвигает на первый план благородных,
честолюбивых, смелых героев. К лучшим представителям дворянства в этих повестях
относятся Владимир Дубровский и Петр Гринев.
При первом знакомстве с нашими героями мы понимаем, что их детство и
образование, собственно, ничем не отличалось. Они воспитывались так же, как и
другие дети провинциальных дворян. Но, тем не менее, положительное впечатление
при первой встрече производит Петр. Отец отправляет его по исполнении
семнадцати лет защищать Отечество. По пути в крепость он одаривает «вожатого»
заячьим тулупом, отдает проигранные деньги малознакомому офицеру, вместо того,
чтобы отговориться неплатежеспособностью. Им руководит честь: проигрался —
отдай. Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки. Наблюдая за Петром
Гриневым в это время, с уверенностью можно сказать, что юноше уже знакомы
понятия «честь и благородство».
А вот Владимир
Дубровский видится нам молодым, уверенным в своем будущем дворянином, не
задумывающимся о том, откуда берутся деньги и сколько их есть у отца: “Он
позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о
будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной
молодости”. Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое
наше с ним знакомство показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку
были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно
приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия. Но скоро начинаешь
понимать, что эти представления ложные, поскольку Владимир Дубровский -
настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный.
Пушкин, настраивая нас на положительное восприятие героя повести
«Капитанская дочка», не стремится его идеализировать. Так, Гринев, несмотря на
свое доброе отношение к Савельичу, воспринимает его все же, как слугу, о чем
часто ему напоминает: «...подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню» или:
«Молчи, хрыч! Ты, верно, пьян, пошел спать... и уложи меня».
А вот молодой
Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Именно таким он видит
героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен
чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр,
добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и
доверии. Их протест против самодурства Троекурова находит отклик в сердце
Дубровского. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с
ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды — не в его
правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он
подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые
из-за денег лишились своих человеческих качеств. Бунт в душе народа почти
всегда «выливается» в реальную борьбу. И это народное восстание приобретает
подпольный характер: неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает
помещичьи усадьбы. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича, им
ненавистны богатые, нечистые на руку местные государственные чиновники.
Тема восстания звучит и в повести «Капитанская дочка». Только
предводителем этого бунта является Емельян Пугачев. Кстати, линия отношений
между Гриневым и Пугачевым помогает более глубоко раскрыть образ Петра.
Конечно, юному офицеру-дворянину социальный инстинкт подсказывает, что к
бунтовщикам и мятежникам нужно относиться отрицательно. Но в сложившейся
ситуации он больше доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения
дворянина, что Пугачев — враг и разбойник, Гринев считал своим долгом
рассказать правду о поведении этого человека, не считаясь с тем, что эта
правда противоречит той, что сложилась в официальном мнении о Пугачеве.
Петр Гринев слишком хорошо усвоил фразу, сказанную отцом: «Береги платье
снову, а честь смолоду». Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали
и возможность казни, он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь.
Честен Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал
государыне императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева,
может ли Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той
же искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться... Сам
знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь
сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если
я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?». Искренность Гринева
поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его.
Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает
благородство дворянина, с другой — такое же качество его противника.
Но вернемся к Владимиру Дубровскому, ведь не только Гринев был благороден
и добр. Об этих качествах Владимира говорит тот факт, что все жители бывшего
имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои
головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность
своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и
смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский — сильный,
смелый, бесстрашный человек.
Но зато, каким
робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с
любимой девушкой — Машей Троекуровой. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего
врага. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для
него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле,
оставляя за девушкой право выбора. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши
Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки.
Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша
обвенчана.
Влюблен не только молодой Дубровский, но и Гринев. Прибыв на службу в
Белогородскую крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу
Миронову. Благородство и смелость этого человека проявляется и в эпизоде с
дуэлью. Он считает, что лучше умереть, чем позволить Швабрину порочить имя
возлюбленной, результат этого — дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу
жизни. А когда Маша Миронова оказывается в плену у негодяя Швабрина, Гринев, не
раздумывая о последствиях, бросается ей на выручку.
Все то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не
позволяют Гриневу назвать на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое
объяснить в истории с Пугачевым, избавить от заключения.
Собрав все
вышесказанное о Дубровском и Гриневе воедино, получаются весьма привлекательные
образы: честные, благородные, смелые, добрые и нежные. Именно такими и хотел
показать этих героев А. С. Пушкин. Таким образом, нельзя не согласиться, что
Гринев и Дубровский – представители лучшей части дворянства.