Вера в человека и ее воплощение в произведении Горького "На дне"
Вера
в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»
Основной
вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше –
истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в
нас самих?..
Один
из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две
группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна
ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то,
не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно
вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль,
вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду,
его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример:
человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает
самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему –
вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей,
живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название
произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?
Актера
считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет
вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который
рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не
появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в
данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед
тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие»…
Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их
взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения
Сатин даже защищает Луку:
«Клещ:
Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно,
какая тут правда? И без нее дышать нечем…
Сатин:
Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю
старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..
…Я
знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних
она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто
независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев…
Правда – бог свободного человека!»
Сатин
говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил
ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный
человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо,
если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает
отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин,
азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные
просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть
друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным
способом шулер? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна
ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман,
иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди»
верить «человекам»?..