Ахматова
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой Фонтан,
близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к
акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам
бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века,
сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю
поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965».
Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах
репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована
1976) — воссоздание эпохи «серебряного века».
Семья. Детство.
Учеба
Предки Ахматовой по линии
матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда —
псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался
журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась
с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после
развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской
гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских
курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в
Петербурге (нач. 1910-х гг.).
Гумилев
Весной 1910 после
нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у
него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской
губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж
(вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с
нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по
Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с
Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за
ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации.
Первые сборники. Успех
Сочиняя стихи с 11 лет и
печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже
журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед
авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с
самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку
напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль»
В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в
журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от
Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март
1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное
одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится
профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с
напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно
образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о
возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы
протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на
Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней
обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду
об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные
привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А.
С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник — «Четки» (переиздавался около 10
раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания,
утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914
Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во
время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая»
С началом Первой мировой
войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она
страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение
классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее
поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок
уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная
критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение
личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум).
Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического
контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как
стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность
лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему
началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и
выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные
годы
Первые послереволюционные
годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной
среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с
Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных
вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же
году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на
полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н.
Пуниным.
Годы молчания.
«Реквием»
В 1924 новые стихи
Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего
на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма
Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке»
Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного
обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для
обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын
Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл
«Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В
1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции
предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940),
включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые
сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник
подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой
Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии
«Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По
распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два
с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над
«Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских
1910-х гг.
Постановление ЦК
ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова
навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка
И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным
объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О
журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и
контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим
духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации;
исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические
чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке
смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы.
«Бег времени»
В последнее десятилетие
жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных
бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В
1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было
позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание
почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования
Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть
означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.