Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Анализ стихотворения Ф.И.
Тютчева «Последний катаклизм»
1.
Когда пробьет последний час природы,
2.
Состав частей разрушится земных
3.
Все зримое опять покроют воды,
4.
И божий лик изобразится в них.
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И.
Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих
стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной»,
«Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается
ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский
смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный
ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете
развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем
наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней.
Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей
видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста
(Дьявола, Сатаны).
Дым за дымом бездна дыма
Тяготеет над землей.
Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая
стихия – вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение
«Последний катаклизм».
Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества
твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но
нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но
это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится
«состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.
Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей
строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения
поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.
Очень важно то, что в последней строчке
Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство
Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня.
И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что
именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто
более совершенное, чем сегодняшний мир.