Анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"
Анализ стихотворения С.А.
Есенина
«Русь советская».
Середина 20-х –
время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного
хозяйства, усиления влияния вводимых порядков. Со свержением царизма жизнь
повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло
ранее недоступные возможности гражданам новой страны – Советского Союза. Перемены,
захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А. Есенина:
«Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот
период, стала «Русь советская» (1924 год).
По жанру это
небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении
можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в
центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет
произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную
деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1
– 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на
родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного.
Возвратившись в родное село, он задается вопросом:
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли»
берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него,
ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому
здесь незнаком».
Вторая часть (10
– 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни. И рассказ
красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки
наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села:
красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне. Лирический герой видит это,
деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает
участия в действии.
В третьей части
(15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и
мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все
принимаю.
Отдам всю душу
октябрю и маю…
Поэт здесь
показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств,
проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени,
сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»
В четвертой части (19 – 21
строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек
стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения. Поэт решает воспевать
как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию. Он не следует
общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он
предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем
самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система образов «Руси
советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его
переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не
только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью,
любовью к родине». Лирический герой предстает перед нами сильной личностью,
способным противостоять обстоятельствам, патриотом. Внутренний мир лирического
героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально:
вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония,
спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь советская» написана
ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел»,
«жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» - это все яркие
эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры:
«бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др. Также С.А.
Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край
мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется
шумного, веселого деревенского вечера). Эмоциональность и душевное напряжение
создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать
мне?»)
и риторических восклицаний («И это
я!», «Вот так страна!»). Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие
состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний
монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием,
содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А. Есенин вводит в
ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и
для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии
изменений, произошедших в нашей стране после революции.
С.А. Есенин с «грустной
радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир
открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные,
неизведанные. С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью,
привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны,
которой дороги автору. Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в
будущее.