Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама "Внутри горы бездействует кумир…"
«Внутри
горы бездействует кумир…»
Внутри горы
бездействует кумир
В покоях
бережных, безбрежных и счастливых,
А с шеи каплет
ожерелий жир,
Оберегая сна
приливы и отливы.
Когда он мальчик
был и с ним играл павлин,
Его индийской
радугой кормили,
Давали молока из
розоватых глин
И не жалели
кошенили.
Кость усыпленная
завязана узлом.
Очеловечены
колени, руки, плечи,
Он улыбается
своим тишайшим ртом,
Он мыслит костию
и чувствует челом
И вспомнить силится
свой облик человечий.
Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама
«Внутри горы бездействует кумир…»
Белов Андрей (Череповец)
Стихотворение
было написано в период с 10-го по 26-е декабря 1936-го года, т. е. оно входит
во «вторую воронежскую тетрадь», создававшуюся О. Э. Мандельштамом в
исключительно тяжелых условиях и ставшую одной из лучших книг (так – книгой –
назвал ее Б. Л. Пастернак) поэта. (По воспоминаниям Н. Штемпель, Мандельштам,
будучи в Воронеже, говорил: «…если вам есть что сказать, скажете при всех
обстоятельствах и вместо десяти нудных томов напишете один»[1].)
Текст этот
интересен тем, что допускает огромное количество разнообразных, даже
взаимоисключающих, интерпретаций. Можно проанализировать его имманентно,
действительно как стихотворение о неком кумире, сделанном из слоновой кости, а
можно, например, и такое толкование существует, увидеть здесь намек на фигуру
Сталина, скрытого за кремлевскими стенами, «в покоях бережных», и пытающегося
«вспомнить свой облик человечий» и т.д.
Стихотворение
состоит из трех строф, первые две из которых равны по своему объему
(четверостишия), в последней же – добавлена одна дополнительная строка (aBaaB), что сделано автором, в частности, именно для создания эффекта
концовки (такой прием часто используется в финальных строфах). Задержанная во
времени, завершающая стихотворение строка звучит более убедительно, тем более,
что строка эта необычайно важна для смысла текста в целом (ее, метафорически
говоря, вес больше веса других стихов).
С точки
зрения ритмики стихотворение также достаточно интересно. Оно написано ямбом,
преимущественно шестистопным, однако строгой заданности количества стоп в
строке в нем нет, размер стиха меняется: 1. 5656; 2. 6564; 3. 66666. Среднее
количество языковых ударений на строку – четыре, т. е. в стихотворении имеется
большое количество пиррихиев, и в целом оно, конечно, несколько тяготеет к
акцентной системе (хотя это лишь тяготение, не более).
Язык
стихотворения – очень насыщенный, образные. Автор использует метафорические эпитеты
(«покои бережные»), метафоры («ожерелий жир», «сна приливы и отливы»), необычно
яркие сочетания слов, позволяющие ему многократно усилить эстетическое
воздействие на читателя («кость усыпленная завязана узлом» и др.).
Стихотворение
«Внутри горы бездействует кумир…», безусловно, является одним из шедевров О. Э.
Мандельштама и одной из загадок его творчества, причем загадка эта, на самом
деле, заключается, в большей мере, не в идейном содержании текста и не в его
творческой истории, тоже по-своему интересных (о чем было сказано выше), но в
пластике и совершенстве поэтического языка О. Э. Мандельштама, точнее – в
удивительном и таинственном для нас способе достижения этих пластики и
совершенства, в том впечатлении, которое за их счет создается.
[1] Штемпель Н. Е. Мандельштам в Воронеже // Новый мир. – 1987. - №10. –
С. 217.