Анализ рассказа А.П. Чехова "Крыжовник"
Анализ рассказа А.П. Чехова
«Крыжовник»
Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году.
Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894
году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы,
что он продолжит политический курс своего отца, который был для него
единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой
эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике
Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в
котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем,
так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли.
Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот
дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу
изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает
себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги,
чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает
крыжовник – свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел,
обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя
дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский
говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою
осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный
крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался
счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье
есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что
мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не
возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он
обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества
создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их
рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время.
Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради
счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в
рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат –
ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной
деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на
помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается
к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель
жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая
ответить на него читателю.