Философское миропонимание: исходные принципы и категориальные основания
РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Контрольная работа
по философии
Тема: “ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ИСХОДНЫЕ
ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ”
Вариант 2
Студентки 2 курса ТФЛП
Специальность 260902
Филипповой Веры Валерьевны
Шифр 105168
Москва 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема происхождения и сущности сознания
|
3
|
Уровни и формы сознания
|
3
|
Сознание и бессознательное
|
6
|
Сознание и язык.
Проблема идеального. Самосознание
|
7
|
Список
литературы
|
10
|
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ
СОЗНАНИЯ.
Сознание - это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности.
В принципиальном споре между основными
лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к
бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был
вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего
субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего
параллельное существование параллельное существование материальной и духовной
субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий
материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью
должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей
свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к
причине "самой себя", со всеми своими свойствами.
Основоположники диалектического
материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали мировоззренческое
значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в системе мироздания для
последовательного проведения принципа материалистического монизма, т.е. учения
о материальном единства мира.
Диалектико-материалистическая философия
формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики,
человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с
позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как
необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи
возможностей.
Эта концепция развития сознания
является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.
УРОВНИ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ
Все миры и
формы в высшем разуме существуют всегда на разных его уровнях (это видно по
окружающему нас миру - все, что мы пока познали). Человек рождается не в пустом
мире, все существует до него, он познает то, что есть и открывает новое.
Человечество планеты зарождается не в пустой вселенной, все миры существуют до
него, оно познает свою планету и открывает новое. И именно на этом уровне,
сейчас, в форме человека, сознание начинает осознавать себя разумом, именно
сейчас, на этом уровне в форме человека, его сознанию открываются тайны
мироздания. Именно с этого уровня, с формы человека движение сознания по пути к
совершенству становится осознанным. Путь к совершенству бесконечен,
совершенствуется не только сознание, но и формы и миры.
Дэвид Хаукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против
Насилия” (Power vs. Force) описал иерархию уровней
человеческого сознания. Это очень интересный подход. Вот эти уровни, снизу
вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость,
нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир,
просветление.
Позор (shame) - один шаг до смерти. Вероятно здесь
человек обдумывает самоубийство. Или человек - серийный убийца. Другими словами
- это ненависть, направленная на себя.
Вина (guilt) - на уровень выше позора, но могут
быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как о грешнике, и не может
простить себе прошлые поступки.
Апатия (apathy) - ощущение безнадёжности или мучение
себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на
этом уровне.
Горе (grief) - уровень бесконечной грусти и
потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека.
Страх (fear) - мир кажется опасным и ненадёжным.
Паранойя. Обычно нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем.
Желание (desire) - ещё не обременённый постановкой и
достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти - к
деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.
Гнев (anger) - уровень разочарований, часто из-за
не возможности исполнить желания, рождённых на предыдущем уровне.
Гордость (pride) - первый уровень, когда человек
начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней
среды (деньги, престиж) и поэтому уязвимо. Гордость может привести к
национализму, расизму и религиозным войнам.
Храбрость (courage) - первый уровень настоящий силы.
Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний и совсем не подавляет.
Намёк на интерес к личному развитию.
Нейтралитет (neutrality) - его можно описать фразой “живи сам
и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Человек
чувствует себя безопасно и хорошо уживается с людьми. Это уровень
удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но не напрягается.
Готовность (willingness) - человек чувствует себя безопасно и
комфортно, начинает использовать свою энергию более эффективно. Это - уровень
развития воли и дисциплины.
Принятие (acceptance) - уровень постановки и достижения
целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность за свою роль
в этом мире, более чётко видит полную картину своей жизни.
Интеллект (reason) - на этом уровне человек переступает
эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить ясно и рационально,
уровень медицины и науки. Человек смотрит вокруг и начинает заниматься
значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда.
Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.
Любовь (love) - это безусловная любовь, постоянное
понимания своей связи со всем что существует. Это уровень пробуждения для своего
истинного предназначения, пожизненного служения человечеству.
Радость (joy) - чувство проникающего и
непоколебимого счастья. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе,
просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и
совпадениями. События, близкие к смерти, могут временно поднять на этот
уровень.
Мир (peace) - полная трансцендентность. Этого
уровня достигает один из 10 миллионов.
Просветление (enlightenment) - высший уровень человеческого
сознания, где человечество сочетается с божественностью. Это уровень Кришны,
Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание.
Эта модель кажется стоящей того, чтобы
о ней задуматься. Не только людей, но и объекты, события и даже целые
сообщества можно оценить по этим уровням. Переход на каждый следующий уровень
может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю
их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять всё в
жизни.
Сознание существует в 2 формах -
общественное и индивидуальное. Общественное сознание - осознание
обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Оно порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. Формируется
оно с учетом вида материального производства, которое придаёт цельность, связь
и непрерывность мировой истории.
Формы общественного сознания представляют собой различные
способы духовного освоения действительности:
1)Политическое - совокупность
политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает
вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на другие формы
общественного сознания, в т.ч. и на экономику.
2)Право - совокупность норм и
правил поведения людей, утвержденных государством.
3)Мораль - совокупность норм
поведения, не установленных государством (традиции, общественное мнение,
авторитет всего общества)
4)Художественное - духовная
деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то
струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или
неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)
5)Религиозное - религиозные
верования в духовной жизни общества.
6)Наука - научные представления.
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание — форма отражения объективной
действительности в психике человека. Характеризуется тем, что в качестве
промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики,
позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник
практики — это совместно осуществляемый труд.
Бессознательное — психические процессы, в
отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным
оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.
Еще И.Ф. Гербарт (1776–1841), немецкий философ, психолог и педагог,
основоположник эмпирической психологии в Германии, выделял в сознании три
области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми
существуют переходы („пороги“). С его точки зрения, возможен переход
представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления
и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный
переход представления в область бессознательного, получивший название
„вытеснения“.
Экспериментальная разработка понятия бессознательного была
начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и
невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия,
в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и
не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как
та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в
творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций,
сновидений, ошибочных действий больного, создал трехчленную энергетическую
структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное).
На этой основе Ш. Ференци ввел очень важное понятие
интроекции. Это — включение (через идентификацию) в структуру Я элементов
внешнего мира (взглядов, установок, мотивов) для перенесения на них
эмоциональных переживаний.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно
расширено.
Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
— неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не
осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими
мотивами;
— поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в
привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
— подпороговое восприятие, которое в силу большого
объема информации не осознается.
Подпороговое
восприятие — форма предметного восприятия, которая осуществляется без
контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников
экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на
неосознаваемые раздражители.
СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО.
САМОСОЗНАНИЕ
Одной из предпосылок возникновения языка
на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы
звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые
средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили
биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда
способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость
что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение
мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,
сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и
действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций
превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.
Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей,
выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное
отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без
материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и
выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь
представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами
и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.
Наконец, язык выполняет роль инструмента
накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления,
чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и
становятся достоянием других людей.
Язык и сознание образуют противоречивое
единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы,
специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные
признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление
детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же
может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы
соотношения мышления и языка еще далеко до завершения,
оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и
психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения
действительности
Идеальное – это
1) нечто
существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета,
отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному;
2)
результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не
может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело;
3) нечто
совершенное, соответствующее идеалу.
Многообразные
концепции идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму.
Идеализм трактует идеальное как самодовлеющее начало, которое находится вне
материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её
помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное
истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — «идей» как
прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде
деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм
гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм
картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального
сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в
виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и
феноменология).
Домарксовский
материализм, критикуя представления об идеальном как особой субстанции,
противостоящей материальному миру, истолковывал идеальное как функцию особым
образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в
трактовке заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продукт
пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.
По
характеристике К. Маркса «... идеальное есть не что иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из
понимания идеального, как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению
и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира
в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности,
опосредствованный социальной практикой. Оно представляет собой, таким образом,
определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический
способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и
явлениям (физическим, физиологическим и т.п.)
Наконец,
важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр
нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание
человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в
обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт,
оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития
первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального
развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.
В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень
самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его
включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому
человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности
свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется
в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной
культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания -
возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я»
других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать
поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность,
как контроля своих действий, так и их самооценки. Таким образом, самосознание
характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым
идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой
основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само
осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через
сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об
общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности
и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными
свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив,
сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое
«Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к
жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При
этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь
возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая
константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения
с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе
углубления и расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1)
Сознание - высшая
форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано
с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2)
“Ядром” сознания,
способом его существования является знание.
3)
Формирование сознания
связано с возникновением труда.
4)
Необходимость
труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее
влияние на становление человеческого сознания.
5)
Сознание - функция
сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6)
Сознание обладает
возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шорохова Е. В., Проблема сознания
в философии и естествознании, М., 1961;
2. Басеин Ф. В., Проблема бессознательного,
М., 1968;
3. Сеченов И. М., Избранные
философские и психологические произведения, М., 1947;
4.
Фрейд
З., Психология бессознательного, изд. М., 1990
5.
Пономарев Я. А., Проблема идеального, «ВФ», 1964, № 8;
6.
Меграбян А. А., О природе индивидуального С, Ереван, 1959;
7.
Учебник
для ВУЗов / Под ред. В.Н. Лавриненко – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004