Философская система Френсиса Бэкона
Философская система Френсиса Бэкона
2007
Содержание
Введение………………………………………………………3-8
Глава 1 Бэкон как представитель
материализма.…………8
§ 1 Великое восстановление
наук………………………. 9-11
§ 2 классификация системы наук и роль
философии……. 11-13
Глава 2 Онтология Френсиса Бэкона.
§ 1 «Новый органон»…………………………………. 14-19
§ 2 Учение о методе и его влияние на
философию XVII в. 19-20
Заключение………………………………………………….. 21
Список литературы…………………………………………….
Введение.
Френсис Бэкон
родился 22 января 1561 г. Детство прошло в лондонской резиденции отца
Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом королевы. Расположение
Порк-хауза довольно точно отражало и то место, которое занимала семья Бэконов в
придворной иерархии Елизаветы Тюдор.
Отец Фрэнсиса
Николас Бэкон являл собой типичный образец «новой знати», пришедшей на смену
старой родовитой аристократии и занявшей ключевые позиции в политической жизни
тюдоровской Англии. Н. Бэкон сумел получить высокое по тому времени
образование: он окончил колледж Корпус-Кристи в Кембридже со степенью бакалавра
искусств, изучал право в лондонской юридической корпорации Грейз-Инн, а на
досуге читал сочинения древнегреческих философов. Благодаря природной сметке,
профессиональной хватке и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг
весьма высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В
течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати, одну из наиболее
высоких при елизаветинском дворе. Н. Бэкон пользовался расположением и дружбой
всесильного советника королевы Уильяма Сесила, будущего лорда Бэрли, с которым
к тому же находился и в родственных связях: оба были женаты на дочерях Энтонк
Кука, бывшего при Генрихе VIII воспитателем наследного принца Эдуарда.
Мать Фрэнсиса,
урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной своей эпохи. Она в совершенстве
владела латынью, древнегреческим, итальянским и французским языками. Фанатичная
пуританка, Анна Бэкон поддерживала личные контакты и переписку с ведущими
теологами-кальвинистами Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод
на английский язык ряда богословских трактатов.
Атмосфера
придворных интриг и политических схваток заполняла покои и залы Йорк-хауза.
Кухня «большой политики» составляла содержание домашних бесед. Сопряженность
личных дел, интересов, наклонностей с проблемами общегосударственными была
одной из наиболее отличительных черт жизненного уклада Бэкона. «Бэкон изощрил
свой ум общественными делами, - заметил А. И. Герцен, - он на людях выучился
мыслить».
Весной 1573 г.,
после завершения домашнего образования, 12-летний Фрэнсис и его брат Энтони,
которому исполнилось 15, были отправлены в Кембридж, в Тринити-колледж. К этому
времени твердыни средневековой университетской схоластики были в значительной
степени поколеблены двумя поколениями английских гуманистов. Поколеблены, но не
уничтожены. Университетское образование продолжало оставаться оторванным от
действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью писал, что
в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование, необходимое для
государственной деятельности, где бы молодые люди «прежде всего изучали (помимо
других наук) историю, новые языки, политические книги и трактаты, чтобы затем
приступить к государственной службе более подготовленными и сведущими».
Именно здесь, в
стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал бесплодие схоластических студий,
освященных авторитетом Аристотеля, причесанного в соответствии с философскими
вкусами самих схоластов. Это отрицательное отношение к средневековому
аристотелизму Бэкон сохранил на всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы
впервые посетила его дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих
знаний. Обучение в Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы,
свирепствовавшей в Англии с лета 1574 г. В 1576 г. Фрэнсис и Энтони поступают в
качестве студентов в Грейз-Инн. Но уже через несколько месяцев отец добивается
зачисления 15-летнего Фрэнсиса в состав английского посольства во Франции.
Жизнь в Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в
выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора юного
дипломата.
Внезапная смерть
отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на родину. Младший сын, он
получил весьма скромное наследство. Пришлось всерьез задуматься о своем
будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь поступает в Грейз-Инн, где
тщательно штудирует «общее право». Юридическая карьера его складывалась удачно.
Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин барристера, а четыре года спустя, в
возрасте 25 лет, стал одним из руководителей коллегии барристеров.
В 80-е годы Бэкон
написал первый и, к сожалению, несохранившийся философский трактат «Величайшее
порождение времени», где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы
всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода,
которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия
Эллиса, «определило характер всех его теорий», оставаясь их душой,
животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского
интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы «Нового Органона»,
придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы вышло из-под его
пера.
В 1597 г. в жизни
Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает в свет свой первый
литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические». В
последующие годы «Опыты» переиздавались неоднократно. От издания к изданию
увеличивалось их число, разнообразилась тематика, заметнее становился
политический акцент. Издание 1597 г. состояло всего из 10 коротких эссе,
которые, на первый взгляд, производят впечатление случайного, аморфного
собрания с хаотической композицией.
Но действительно
ли случайной была тематика «Опытов» 1597 г.? Фактически Бэкон рассматривает в
них те же вопросы, которые волновали его все последние годы - пути и способы
достижения высоких должностей, правила поведения в обществе и др. Об этом идет
речь в опытах «Об искусстве беседы», «О мерах соблюдения приличий», «О
приближенных и друзьях», «О просителях и ходатаях», «О почестях и известности».
Проза жизни продиктовала и темы двух других опытов – «О расходах» и «О способах
сохранить здоровье».
«Опыты» - это
маленький свод правил морали, почерпнутых «больше из опыта, нежели из книг». В
них отчетливо проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона,
отвергавшего пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и
считавшего, что счастье и благополучие может быть достигнуто благодаря
собственной активности человека. Этот основополагающий принцип его этической
концепции получает развитие в последующих изданиях «Опытов», в философских и
политических трудах. Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в
духовную мощь человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает,
что «столь же естественно умереть, как и родиться».
Логически
продолжая свое этическое учение, Бэкон выводит его за рамки отношений отдельных
индивидов и распространяет на общественную жизнь в целом. Уже в издании 1597 г.
появляются опыты «О партиях» и «Об искусстве переговоров», в которых Бэкон
затрагивает сугубо политические проблемы. Число «политических» опытов резко
увеличивается в издании 1612 г. Бэкон был знаком с «Опытами» Монтеня, впервые
опубликованными в 1580 г., и испытал их влияние. Характер этого влияния,
соотношение масштабов сделанного Монтенем и Бэконом хорошо показал А. И.
Герцен. Во Франции XVI в., писал он, «образовалось особое,
практически-философское воззрение на вещи... воззрение свободное, основанное на
жизни, на самомышлении и на отчете о прожитых событиях, отчасти на усвоении, на
долгом, живом изучении древних писателей; воззрение это стало просто и прямо
смотреть на жизнь, из нее брало материалы и совет... Монтень был в некотором
отношении предшественник Бэкона, а Бэкон - гений этого воззрения» .
Бэкону,
42-летнему юристу, оглядывающемуся назад, в свое прошлое, приходилось признать,
что большинство его надежд не осуществилось, а планы все еще оставались
планами. В 1604 г., стремясь заручиться расположением Якова I, Бэкон составляет
так называемую «Апологию» - документ, призванный реабилитировать автора перед
королем и друзьями казненного графа. «Все, что я сделал, - заявляет Бэкон, -
...было сделано по соображениям долга и служения королеве и государству».
Между тем в
Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в 1614 г. он распустил
парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в преданных советниках,
король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени искусного царедворца. В
1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г. - лордом-хранителем большой
печати. В 1618 г. Бэкон - уже лорд, верховный канцлер и пэр Англии, барон
Веруламский, с 1621 г. - виконт Сент-Албанский - Во время «беспарламентского»
правления в Англии полновластно царил любимец короля лорд Бэкингем,
противостоять стилю правления которого (расточительство, мздоимство,
политические гонения) Бэкон не мог, а возможно, и не хотел.
Когда в 1621 г.
королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида парламентариев, наконец,
нашла свое выражение. Началось расследование коррупции должностных лиц. Бэкон,
представ перед судом, признал свою вину - Пэры осудили Бэкона весьма сурово -
вплоть до заключения в Тауэр, - однако король отменил решении суда. Не было бы
счастья, да несчастье помогло.
Отставленный от
политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором все решали не интриги и
сребролюбие, а чистый познавательный интерес и глубокий ум -
научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом в свет «Нового
органона», задуманного как вторая часть труда «Великое восстановление наук». В
1623 г. выходит в свет обширное произведение «О достоинстве и приумножении
наук» - первая часть «Великого восстановления наук». Бэкон пробует перо и в
жанре модной в XVII в. философской утопии - он пишет «Новую Атлантиду». Среди
других сочинений выдающегося английского мыслителя следует упомянуть также
«Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах»,
«История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. Умер
Френсис Бэкон 9 апреля 1626 г.
Глава 1 Бэкон как представитель материализма.
§ 1 Великое восстановление наук.
Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и
методологии опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией,
натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.
Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину «естественной»
философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -
опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком,
Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только
объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-идеалистическому
эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт)
В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме
рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям
того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая
к содержанию знания.
Здесь эмпиристы столкнулись
с неразрешимыми трудностями выделения исходящих компонентов опыта и реконструкции
на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося
познавательного процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных
и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная
деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение), обращаться
к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств
построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто
эмпирической основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение
чувственного опыта потерпели полный провал.
Основную цель
своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон видел в том, чтобы
«восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом
и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере
что-либо земное»1. С философской точки зрения, особого
сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными
понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость «заново обратиться к
вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего
человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании»2.
Бэкон считал,
что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого
опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в механических
искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым
днем возрастают и совершенствуются...». Но и люди, «пустившиеся в плавание по
волнам опыта», мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон
призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие
наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для «пользы и
достоинства человеческого».
Бэкон выступает
против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию
высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в
европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих
людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью
человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени
идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от
технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно
связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и
эксперименты.
«Деятельность же
и усилия, способствующие развитию науки, - пишет Бэкон в Посвящении королю ко
Второй книге «Великого восстановления наук», - касаются трех объектов: научных
учреждений, книг и самих ученых»- Во всех этих областях Бэкону принадлежат
огромные заслуги. Он составил подробный и хорошо продуманный план изменения
системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению
уставов и положений). Одним из первых в Европе политиков и философов он писал:
«вообще же следует твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в
раскрытии глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на
эксперименты...». Нужны пересмотр программ преподавания и университетских
традиций, кооперация европейских университетов.
§ 2
классификация системы наук и роль философии.
«Наиболее
правильным разделением человеческого знания является то, которое исходит из
трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе знание»[1]. История соответствует памяти,
поэзия - воображению, философия - рассудку. Историю, сообразованную с памятью -
Ф. Бэкон делит на естественную и гражданскую, а каждую из них классифицирует
еще более конкретно. (Так, гражданская история разделена на церковную, на
историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с
воображением - разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее
дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко
и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет
ее от «теологии боговдохновения»; подразделения последней он предоставляет
теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два
больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую
философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок, или
философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее
приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями).
«Великим приложением к теоретической и практической естественной философии»
становится математика (в свою очередь дифференцированная).
Бэкон широко и
масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в частности. Так, в
философию человека входит учение о теле (в которое включаются медицина,
косметика, атлетика, «искусство наслаждения», т. е. изобразительное искусство и
музыка) и учение о душе. Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в
виду, что речь идет здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном
от чисто теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает
такие разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только
как теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и
«гражданская наука» (которая делится в свою очередь на три учения - о взаимном
обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве). Полная
классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из
существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был,
правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть
реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук, на что
не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой или медициной
фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с признательностью отмечал:
«Этот набросок, несомненно, должен был вызвать сенсацию у современников. Очень
важно иметь перед глазами упорядоченную картину целого, о которой раньше не
помышляли».
По стилю своего
философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и классификатор, что надо
понимать не в чисто формальном смысле. Вся его работа философа и писателя
строится так, что любая глава книги служит как бы частью заранее составленной и
строго выполняемой классификаторской схемы.
Глава
2 Онтология Френсиса Бэкона.
§ 1 «Новый
органон».
Книга Ф. Бэкона
«Новый органон» начинается с «Афоризмов об истолковании природы и царстве
человека». Раздел открывается замечательными словами Ф. Бэкона: «Человек, слуга
и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке
природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может»1.
Обновление науки - это ее «обновление до последних основ» (афоризм XXXI).
Прежде всего, оно предполагает, согласно Бэкону, опровержение и, насколько
возможно, устранение призраков и ложных понятий, «которые уже захватили
человеческий разум и глубоко в нем укрепились» (афоризм XXXVIII). Бэкон
придерживается того мнения, что старый, унаследованный от средневековья и
идеологически освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает
глубокий кризис. Старое знание (и соответствующие ему способы исследования)
несовершенно по всем линиям: оно «в практической части бесплодно, полно
нерешенных вопросов; в своем росте медлительно и вяло; тщится показать
совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию угождает
толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и показной силы во
всевозможных ухищрениях».
По мнению Бэкона
труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором приходится
прокладывать путь познающему человеку, подобно лабиринту, дороги здесь
разнообразны и обманчивы, сложны «петли и узлы природы». Познавать приходится
при «неверном свете чувств». Да и те, кто ведет людей по этому пути, сами
сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих. Вот почему
требуется внимательнейшим образом изучить принципы познания. «Надо направить
наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить всю дорогу,
начиная уже от первых восприятии чувств». Поэтому великое дело восстановления
наук Бэкон разбивает на две части: первая, «разрушительная», должна помочь
человеку «осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить
затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум». Поддерживая
впоследствии это великое дело Бэкона, Декарт справедливо заметит, что
позитивные успехи, достигнутые им в науке, есть следствия и выводы из
пяти-шести преодоленных главных трудностей. Беспристрастный разум есть та
исходная точка, в которой может и должно быть применено учение о методе, -
положительная, собственно созидательная часть восстановления наук. Предложенная
здесь
Бэконом структура
учения о познании по сути дела заимствуется, как мы увидим, Декартом и
Спинозой.
Итак, первая
задача - разрушительная, задача «очищения», освобождения разума, подготовка его
к последующей позитивной творческой работе. Эту задачу Бэкон стремится решить в
своем знаменитом учении о «призраках», или «идолах».
Учение о
призраках
«Наше учение об
очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех
изобличениях: изобличении философий, изобличении доказательств и изобличении
прирожденного человеческого разума»1, - пишет Бэкон. Соответственно этому
Бэкон различает четыре рода «призраков» - помех, препятствующих подлинному,
истинному познанию:
1) призраки рода,
имеющие основание «в самой природе человека, в племени или в самом роде людей»;
2) призраки
пещеры, заблуждения отдельного человека или группы людей, обусловленные «малым
миром», «пещерой» индивида или группы;
3) призраки
рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец,
4) призраки
театра, «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также
из превратных законов доказательств».
Призраки рода, по
Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому познанию, которому свойственно
«примешивать к природе вещей свою природу», из-за чего вещи предстают «в
искривленном и обезображенном виде»1. Каковы же эти призраки? Человеческий
разум склонен, по Бэкону, приписывать вещам больше порядка и единообразия, чем
он способен действительно отыскать в природе. Разум человека, далее,
придерживается однажды принятых положений, стремится искусственно подогнать
новые факты и данные под эти свои или общераспространенные убеждения. Человек
обычно поддается тем доводам и аргументам, которые сильнее поражают его
воображение. Бессилие ума проявляется и в том, что люди, не задерживаясь
должным образом на изучении частных причин, устремляются к всеобщим
объяснениям, не выяснив одного, хватаются за познание другого. «Жаден разум
человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается
все дальше»2. Ум по природе своей склонен рассекать
природу на части и текучее мыслить как постоянное. Разум человека теснейшим
образом связан с миром чувств. И отсюда проистекает, по Бэкону, громадная
«порча» познания.
Призраки пещеры
возникают потому, что свойства души различных людей весьма разнообразны; одни
любят частные науки и занятия, другие больше способны к общим рассуждениям;
«одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию
нового». Эти различия, проистекающие и из индивидуальных склонностей, и из
воспитания и привычек, существенным образом влияют на познание, замутняя и
искажая его. Так, сами по себе установки на новое или старое отклоняют человека
от познания истины, ибо последнюю, как убежден Бэкон, «надо искать не в
удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы,
который вечен».
Призраки рынка
порождаются неправильным употреблением слов и имен: слова могут обратить свою
силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон, науки и философия становятся
«софистическими и бездейственными», «громкие и торжественные» споры вырождаются
в словесные перепалки. При этом зло, проистекающее от неправильного
употребления слов, бывает двух родов. Во-первых, названия даются несуществующим
вещам и по поводу этих фикций, вымыслов создаются целые теории, столь же пустые
и ложные. В данной связи Бэкон упоминает о словах и понятиях, порожденных
суеверием или возникших в русле схоластической философии. Вымыслы на время
становятся реальностью, и в этом состоит их парализующее влияние на познание.
Однако отбросить этот род призраков легче: «для их искоренения достаточно
постоянного опровержения и устаревания теорий»1 - Но есть, во-вторых,
призраки более сложные. Это те, которые проистекают «из плохих и невежественных
абстракций». Здесь Бэкон имеет в виду неопределенность того смысла, который
связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий практический
и научный обиход.
Перечисление
призраков закончено. Бэкон выражает горячую веру и убеждение, что «они должны быть
опровергнуты и отброшены твердым и торжественным решением и разум должен быть
совершенно освобожден и очищен от них»1. Общий смысл учения о
призраках определяется этой его социальной воспитательной функцией.
Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не дает гарантии движения к истине.
Такой гарантией может быть только тщательно разработанное учение о методе. «Но
и перечисление призраков многому служит»: его цель – «подготовить разум людей
для восприятия того, что последует»2, очистить, пригладить и выровнять
площадь ума.
Речь идет о
создании новых общественных и одновременно индивидуальных установок, новых
принципов подхода к изучению и развитию науки, об обеспечении тех
социально-психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в
качестве исходных и предварительных необходимы и желательны. И в этом смысле
значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его конкретно-исторических
задач. В нем заключено и общесоциальное содержание. Бэкон правильно перечисляет
здесь опасности, которые угрожают науке во времена массового поклонения
авторитетам, в периоды особой догматизации знаний и принципов. Прав Бэкон и в
том, что личные, индивидуальные интересы, склонности, весь строй привычек и
устремлений оказывают определенное и часто отрицательное влияние на
деятельность данного индивида в науке, а в некоторой степени - на развитие
знания вообще.
§ 4 Учение о
методе и его влияние на философию XVII в.
Философия XVII
столетия, видела главную свою задачу в разложении, раздроблении природы,
обособлении, отдельном изучении конкретных тел и процессов, а также в
раздельном описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с
одной стороны, и ее закона - с другой. «Следует, - пишет Бэкон, - совершать
разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который есть
как бы божественный огонь»1.
Бэкон выступает
против тех людей, чей разум «пленен и опутан привычкой, кажущейся целостностью
вещей и обычными мнениями», кто не видит настоятельной необходимости, в том
числе во имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы,
целостный образ вещи.
Второе требование
метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не
есть самоцель, но средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого
Бэкон характеризует данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая,
целостная вещь должна быть разложена на «простые природы», а затем выведена из
них. Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, «конкретные тела,
как они открываются в природе в ее обычном течении». «...Эти исследования, -
поясняет далее Бэкон, - относятся к естеством слитым - или собранным в одном
построении, и здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а
не основные и общие законы, которые образуют формы»2.
Третье требование
метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет
Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или
просто о частных телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки
значительно сложнее: следует «открывать форму данной природы, или истинное
отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы
имеющиеся у нас слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)1».
Речь идет, собственно, об открытии закона и его разделов (это содержание и
вкладывает Бэкон в понятие «формы»), причем такого закона, который мог бы
служить «основанием как знанию, так и деятельности». Но если простое есть
одновременно закон, сущность, «форма» (и только поэтому является абсолютным, т.
е. основой для понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с
реальным расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного,
интеллектуального «рассечения».
Высоко оценивая
необходимость реального эмпирического исследования, владеющего различными
способами разложения и обнаруживающего неоднородность целого, признавая, что
«необходимо разделение и разложение тел». Но как же предотвратить опасность,
исходящую от лавины эмпирических опытов? Как перекинуть мостик от эмпирического
к философскому, теоретическому содержанию?
Четвертое
требование метода отвечает на эти вопросы. «Прежде всего, - пишет Бэкон, - мы
должны подготовить достаточную и хорошую Естественную и Опытную Историю,
которая есть основа дела»2. Иными словами, мы должны тщательно
суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму, «предоставленному
себе, движимому самим собой». Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму
примеров необходимо следовать некоторым методологическим правилам и принципам,
которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение
форм, в истинное истолкование природы.
Заключение.
Таким образом
Френсис Бэкон первым с протестантской решительностью и безоглядностью на
церковные авторитеты порвал со схоластическим прошлым и аристо-телизмом как
главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. «Истина — дочь
Времени, а не Авторитета», — провозгласил барон Веруламский (таков был
дворянский титул философа). Он был первым, кто четко обозначил магистральный
путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты,
на опыт и эксперимент.
Список литературы.
1 Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.:
Проспект, 1997. – 568 с.
2. Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. – М.:
Мысль, 1977–1978.
3/ Бэкон Ф. Новый Органон. //
Библиотека М. Мошкова (#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">1 Фрэнсис
Бэкон. Великое восстановление наук. Разделение наук #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">2 там
же
[1] Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1977-1978. Т. 1, с. 142-143
1 Ф.Бэкон.
Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 12
1
Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970, с. 196
1 Бэкон
Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие),
1978.-575 с. 19
2 там
же с. 21.
2 там
же с 20
1 Бэкон
Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие),
1978.-575 с. 33
2 там
же с.67
1 Бэкон
Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие),
1978.-575 с. 109
2 там
же с. 84
1 Бэкон
Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: "Мысль" (Философское наследие),
1978.-575 с. 80
2 там
же с. 88