Основные идеи марксистской философии
Основные идеи марксистской философии.
К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс 1820-1895).
Главная работа Маркса-капитал", одна из работ Энгельса -
"Анти-йоринг". Существует 3 группы основных идей философии Маркса:
1. - соединение материализма и диалектики.
2. - диалектико-материалистическое понимание
истории.
3. - новое понимание социальной роли
философии.
Маркс и Энгельс в начале своей деятельности
находились под влиянием Фейербаха. В 1843-1845 гг. Маркс стал отходить от
влияния Фейербаха. Материализм Маркса отличался от материализма Фейербаха.
Главное положение диалектического понимания истории - общественное бытие
определяет общественное сознание. Общественное сознание также оказывает
активное обратное воздействие на породившее его общественное бытие.
Общественное бытие - материальная жизнь общества - складывается из 3 элементов:
1)
Общественное производство
материальных и духовных благ.
2) материальное условие непосредственного
существования человека, не связанное с производством (быт, семья).
Эти 2 момента Маркс объединял и называл
производством и воспроизводством человека как духовного и физического существа.
3)
Процесс взаимодействия
общества и природы, характер природных условий, характер взаимодействия природы
и общества. Определяемый элемент оказывает активное влияние на определяющий
элемент и наоборот.
Ядром общественного производства является
способ производства - единство двух элементов: производительных сил и
производственных отношений, связанных между собой диалектическим способом и
взаимодействующих между собой. Производительные силы (средства производства)
состоят из:
1)
Человек - главная
производительная сила общества, в единстве духовного и физического развития
человек является совокупным рабочим и главным каналом вливания науки в
производство,
2)
Средства труда -
производственная техника - это второй канал вливания науки в производство.
3)
Предмета труда.
Производственные отношения состоят из
элементов:
1)
Отношение собственности на
средства производства : отношение обмена, распределения и потребления. Они
связаны законом соответствия уровня и характера пр. сил и пр. отношений :
определенный уровень пр. сил требует определенный уровень пр. отношений.
2)
Базис общества -
рассматривался Марксом в рамках всего общества и по отношению к любой его
составляющей.
Надстройка включает в себя культурные
учреждения и организации (ин-ты, школы), среди них важнейшим элементом
надстройки является государство, оазис - определяющий, а надстройка -
определяемый элемент.
Вершиной системы положений диалектического
познания является теория "Общественно-экономических формаций" - это
исторически определенный тип общества со всеми присущими ему особенностями
духовной и социальной жизни, сложившийся на базе к-л способа производства:
1)
Первобытно-общинная
формация.
3)
Азиатская формация. -2) и
-3) - Рабовладельческая обш-эк. формация. 4) Феодальная формация.
4)
Капиталистическая
формация,
5)
Коммунистическая формация
- включает 2 фазы : 1) социализм и2) коммунизм.
Понятие формация играло в марксизме большую
методологическую роль:
Общественное сознание влияет на общественное
бытие:
1)
относительная
самостоятельность общественного знания, проявляющегося в отставании или
опережении общественного бытия.
2)
подчинено закону
преемственности - ранее накопленный мыслительный материал может стать причиной
взлета о. сознания при отсталом о. бытии. Проявляется закономерность :каждая из
сфер о. сознания имеет свои собственные внутренние законы развития, не
связанные с о. бытием.
3)
) в ходе исторического
процесса степень активного воздействия о. сознания на о. бытие возрастает
(закон возрастания).
4)
Культура, по Марксу, есть
способ связи между людьми. Это дает ему основание утверждать, что о степени
общей культуры человека можно судить только по тому, "в какой мере другой
человек в качестве человека стал для него потребностью". Отсюда вывод
Маркса о том, что для каждого человека величайшим богатством "является
другой человек