Диалектика, её сущность и исторические типы
1.
Диалектика, её сущность и исторические типы.
Диалектика (греч.
- искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о
наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика
в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика
как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений,
способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт,
Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод,
с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание
истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали
термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять
ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23),
мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика
в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений,
полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3
типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические,
применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из
вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить
посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в
философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн
Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения
истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а
иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта
диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда
общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений,
претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критика
чистого разума, П., 1915, с. 66).
По Гегелю, диалектика-
своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный
метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на
рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета
независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних
определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм
всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир
или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. - Л., 1929, с.70 - 71).
Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на
разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных
определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с
высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика
у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное
содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних
определений рассудка.
Открытые Гегелем
и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и
Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что
":в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же
диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся
случайностью событий:" (Ф.Энгельс, "Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).
В марксистской
философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания
явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе
внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания
постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не
просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение,
конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от
низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные
законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика,
как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего
развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в
истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего
существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
2.
Диалектический и метафизический методы познания.
Проблема учета
связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом
методе познания, отличая его от метафизического. Метафизичность мышления многих
ученых-естествоиспытателей, игнорировавших в своих исследованиях реальные
взаимосвязи, существующие между объектами материального мира, породила в свое
время немало трудностей в научном познании. Преодолеть эти трудности помог
начавшийся в XIX в. переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей
вещи не в их изолированности, а в их взаимной связи».
Метафизический метод (старофилософский - связан с низким
уровнем развития общественных и технических наук) - до Гегеля, после него -
диалектический метод, диалектический метод (высокий уровень развития конкретных
наук).
1. метафизический метод - явления рассматриваются
изолированно друг от друга, диалектический метод - причина явлений -
взаимодействие противоположностей, порождающих друг друга.
2. метафизический метод - абсолютизация несущественных
связей, диалектический метод - сначала анализ поверхностных связей, затем
глубинных (поверх - глуб - оценка поверх связей).
3. метафизический метод - источником развития является
внешняя сила, толчок, диалектический метод - источник саморазвития - в самом
явлении, состоящем из противоречий.
4. метафизический метод - развитие - простой рост,
количественное увеличение, диалектический метод - развитие - количественное
увеличение качественные скачки.
5. метафизический метод - развитие в виде замкнутой
окружности, диалектический метод - развитие в виде разомкнутой окружности
(новое отличается от старого).
Необходимость и случайность. Возможность и действительность
Необходимость содержит в себе необходимое для существования. Случайность -
форма существования необходимости. За каждым случайным явлением стоит
необходимость.
3. Что такое идеализм?
Идеализм, — ист (от греч. через лат. idealis) — имеет много различных, но
связанных между собою значений, которые могут быть расположены в
последовательный ряд по мере углубления понятия.
1) В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализм разумеют
наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е.
к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека,
который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их
поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в
этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма.
2) Далее идеализм называется преобладание у кого-либо общих интересов над
частными, умственных и нравственных — над материальными.
3) Сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им
обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни
вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или
духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализм психологическому,
выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в
действительности практической. Далее следуют различные типы идеализм собственно
философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности,
как мыслимой.
5) Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализм
Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное,
представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой;
действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или
идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые
более яркие, определенные и сложные суть то, что называется телами или
вещественными предметами; таким образом весь физический мир существует только в
идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по
недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида
идеализм(Платона и Берклея) обозначаются иногда как идеализм догматический, так
как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших
познавательных способностей. С такою критикою связан
6) идеализм англ. школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и
сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает
никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя
психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных
идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов.
Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в прошлом (у Юма)
обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.
Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою
критику разума и основал
7) Идеализм, трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир
явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений
определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями
всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем),
категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам
лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего
субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания
(мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется
критическим; дальнейшее его развитие породило три новые вида
трансцендентального Идеализм:
8) субъективный идеализм Фихте,
9) объективный идеализм Шеллинга и
10) абсолютный идеализм Гегеля.
Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального
идеализм может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего
мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою
содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У
Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую
трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне
идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или
понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой
субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тожество обоих. Наконец, у
Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс,
вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое
самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском Идеализм.,
сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием,
что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним,
мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого
мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта
непреложная граница философского идеализм есть, впрочем, граница самой
философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего.
Для действительного оправдания идеализм должно обратиться к деятельному,
практическому осуществлению абсолютной идеи, т. е. истины, в человеческой и
мировой жизни.
Литература
1. Алексеев П.В,
Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000
2. Лешкевич Т.Г.
«Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г.
«Основы философии» М.:Политиздат,1988
4. «Философия»
под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000
5. Голубинцев
В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов
н/Д.:Феникс,2001
6. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф.,
Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000
7. Фролов И.Т.
«Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989
8.
Рузавин Г.И. «Методология научного исследования» М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
9. Канке В.А. «Основные философские
направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия».-М.:Логос,2000.