Петр I и русская культура
Петр I и русская культура
Содержание
Введение
1.
Культура России накануне вступления Петра на престол
2.
Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру
3.
Оценка роли петровских реформ в области культуры
Заключение
Список
литературы
Введение
Процесс
изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая
часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации
устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными
странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные
традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г.
была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение
в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Важнейшим
этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого
посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много
молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом
для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в
России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических
и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета
шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий
Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется
инженерная школа.
Петр
стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен
татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений
было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь
- 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1
сентября на 1 января.
В
1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой
русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили
важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство
"по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга
"Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г.
существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.
Однако
нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно
сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для
низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований
внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых
прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во
всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям
процесса.
1.
Культура России накануне вступления Петра на престол
В
конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I наша
страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от
западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий,
способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.
Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к балтийскому, через которые
могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного
флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном
из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми
людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили
непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе
жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь
были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития
была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра
вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с
его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.
2. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру
Петровские реформы кардинально изменили
русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком
смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом
навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства. В самом
начале 18 в. царь был озабочен внешним видом подданных.
Сближение с западом проявилось и в том, что
Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил
на европейца.
26 августа 1698 года, на следующий день
после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать
ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.
Подобную операцию Петр повтори несколько
раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы
специальные указы.
Законодательно было установлено обложение
налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду,
остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал
все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить
бороды и усы.
Тем, кто не желал этого делать надлежало
платить большие налоги с учетом положения в обществе.
В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу
с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у
Лефортова дворца.
Гости прибыли на пир разряженные в
традиционную русскую одежду — в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были
надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное
широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не
нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру
Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.
Но у всех руками царя одежду не укоротишь.
Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с
царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям
носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую
одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин — чуть позже.
Эти перемены повлияли и на русскую легкую
промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды
тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения.
Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов
обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и
надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде
производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при
выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные
товары.
Продавцам длинного платья и сапог, лицам,
беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества.
В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды.
Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по
скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки
и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная
одежда среди женщин.
Дворянский быт изменялся и в следствие
того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях
гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в
присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался
значительный штраф и другие наказания.
Подданных Петр I снабдил массой
распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и
духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому
способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.
Петровские реформы в быту касались, прежде
всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых
"подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы
домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника
сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна,
уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.
В городской быт в петровское время вошли
гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы — взятие Азова,
победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались
торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные
фейерверки, на площадях выставляли угощение.
И все-таки влияние петровских реформ на
народный быт было незначительным.
3. Оценка роли петровских реформ в области культуры
Различные
историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им,
отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие , наоборот,
стремятся выставить на первое место все его пороки , обвинить Петра в
неправильном выборе и преступных деяниях.
Неудивительно,
что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей , зачастую обитавших
в другом политическом пространстве.
Историки и писатели по-разному, порой прямо
противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже
современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его
преобразований. Спор продолжается и по сей день.
В ХVIII М.В. Ломоносов славил Петра,
восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких-либо
недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой
буквы.
Личность Петра I занимает особое место в
творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I
посвящены такие произведения, как "Полтава", "Медный
всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин был намерен написать
историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость
царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы".
Очень высокую оценку деятельности Петра I
дал современник Пушкина историк М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти полтора
столетия спустя после великих реформ первой четверти ХVIII
Ф.Энгельс называл Петра I действительно
великим человеком. В.И. Ленин высоко ценил не только преобразовательную
деятельность, но и личность Петра I, хотя и называл его метод преобразования
страны жестоким и варварским.
Однако,
как сказано выше, деятельность Петра подвергалась сомнениям и критике, а подчас
и жестокой хуле. Известный и авторитетный историк Карамзин обвинял Петра I в
измене "истинно-русским" началам жизни, его реформы он называл
"блестящей ошибкой". Можно было бы привести немало примеров
негативного отношения к Петру I у славянофилов, ряда писателей последующего
периода. Но наиболее интересно отметить взрыв, всплеск противоречивых оценок
Петра I и его реформ в современных условиях. Казалось бы, в период реформ его
деятельность должна быть примером, однако находится немало политических
деятелей и представителей творческой интеллигенции, отрицательно относящихся к
этому реформатору.
Заключение
Реформы
Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал
указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю
византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен
был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое
недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в
пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.
В
новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом
запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный
дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на
колени при появлении государя; обнажать голову зимой , проходя мимо дворца. В
1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки
обеспечить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После
посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.
Радикально
изменяется положение женщины в обществе. Петр попытался приобщить ее к
современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым
формам обхождения.
Два
с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении
Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или
иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших
этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на
допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской истории трудно найти
деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в
решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того,
что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что -
второстепенным.
Список
литературы
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. М.:Высшая школа,1985.
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.