Антонио Доменико Виральдини
РЕФЕРАТ ПО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Антонио
Доменико
ВИРАЛЬДИНИ
( 1705 – 1741 )
Автор:
Иван Дергач
Дата
создания: 15 марта 2001 г.
Дата
сдачи: 20 марта 2001 г.
Преподаватель:
Михайленко Н.М.
Ростов-на-Дону 2001
П
Л А Н
1705 - 1725 г.
1725 - 1737 г.
1737 – 1741 г.
легенды
Список использованной литературы
Жизнь и творчество
1705 - 1725
г.
ВИРАЛЬДИНИ Антонио Доменико — итальянский
композитор. Родился 4 ноября 1705 г. в Венеции. Большое влияние на музыкальное
развитие ВИРАЛЬДИНИ оказал его отец Маурицио ВИРАЛЬДИНИ, обучивший сына игре на
музыкальных инструментах и давший первые уроки композиции. В возрасте 4 лет
ВИРАЛЬДИНИ играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (первые сочинения
охотно исполнялись в Венеции на концертах домашнего музицирования).
Клавесинист-виртуоз, ВИРАЛЬДИНИ выступал также как скрипач, органист и дирижер,
блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом.
С 6 лет подменяет отца на службах соборе
Святого Марка – главном кафедральном соборе Венеции. В возрасте 10 лет выступил
как дирижер До-минорной Мессы своего учителя Карло Тортора. Год спустя закончил
свою первую кантату «Роза ветров», изрядно переработав музыкальный материал
своих детских сочинений. ВИРАЛЬДИНИ некоторое время брал уроки композиции у Дж.
Б. Мускардини. Тогда же юный композитор дирижировал в Виареджио премьерой своей
кантаты «Воскрешение Лазаря». В 1717 г. там же была исполнена серенада
ВИРАЛЬДИНИ «Альба Мария», еще через год - опера “Геракл”.
Большинство серенад и дивертисментов
ВИРАЛЬДИНИ появилось в Венеции. Они были рассчитаны на музицирование как на
открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то
ансамблем (в них применялись различные составы — смешанные, духовые, струнные).
Почти вся церковная музыка ВИРАЛЬДИНИ — мессы, литании, оффертории, мотеты и т.
п., — также написана в Венеции.
К 19 годам ВИРАЛЬДИНИ был автором 36
произведений различных жанров: среди них кантата «Центурия», несколько
симфоний, концертов, ансамблево-оркестровых сюит, стильных церковных
композиций, арий и других сочинений.
В 1725 ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Милан на
службу при Герцогском дворе.
1725 - 1737
г.
В 1725 году, будучи в Милане на
службе Герцога, ВИРАЛЬДИНИ принимает
духовный сан и становится аббатом. Исходя из своего нового положения он
вынужден создавать произведения духовного жанра. В то же время ВИРАЛЬДИНИ позволяет себе писать произведения светского
и духовно-светского жанров, в том числе на заказ.
Параллельно ВИРАЛЬДИНИ, несмотря на недовольство католического
духовенства, писал оперы по заказу местных театров. Большой популярностью у
публики пользовались: «Падение Вавилона», «Крах Горгоны», «Искушение Ассура» и
знаменитая «Даная», написанная специально для сопрано Анны Джирони.
В этот период из под пера композитора выходят
такие сочинения, как известная кантата «Четыре эпохи» (1731 г.), опера-оратория
«Ликующая Руфь» для двойного состава исполнителей (1735 г.) и другие
произведения.
Созидательный процесс протекал у ВИРАЛЬДИНИ
непринуждённо и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных
эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а
детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество
опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, а мастерство постоянно
обогащалось поисками новых приёмов, композиции. Современное музыковедение
относит ВИРАЛЬДИНИ к редким композиторам, выразившим в своём творчестве
философское переосмысление идей Любви и Смерти.
С 1726 г. Виральдини поручают возглавить в Милане
музыкальный приют для мальчиков «Il Conservatorio Ospedale del Pace» (пример
Вивальди оказался заразительным, и подобные «детские музыкальные студии»
возникали в то время по всей Италии как грибы). В основе музыкального обучения
в приюте стояли хоровые дисциплины. Инструментальные специализации вводились параллельно
с хоровыми занятиями. Среди выпускников приюта можно назвать таких
знаменитостей, как композитор Винченцо де Пьемонте, скрипач-виртуоз Джанни
Гуарески и многие другие.
1737 – 1741 г.
В 1737 г. решением духовных властей закрывается приют «Il
Conservatorio Ospedale del Pace». ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Вену. Работа над
«Орфеем», последней, оставшейся незавершенной оперой Мастера, относится к
последнему году жизни ВИРАЛЬДИНИ. Эта произведение — одно из глубочайших по
мысли и выражению новаторских идей ВИРАЛЬДИНИ. Трагический пафос и трогательная
скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.
ВИРАЛЬДИНИ был похоронен на
кладбище для бедняков. Местонахождение могилы неизвестно – кладбище было
ликвидировано в XIX веке.
Творчество ВИРАЛЬДИНИ, всеобъемлющее
по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей. Гармонически
ясное и яркое по выразительности искусство ВИРАЛЬДИНИ, представителя
веницианской ренессансной школы, родственно просветительскому классицизму с его
культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом. Многогранная музыка
ВИРАЛЬДИНИ нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические или мрачные
трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки
ВИРАЛЬДИНИ, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни,
воплощает мечту о счастье.
легенды
Вокруг
имени ВИРАЛЬДИНИ сложилось немало легенд. Одна из них гласит: в 1735 в
партитуре оперы-оратории «Ликующая Руфь» композитор якобы зашифровал рецепт
вечной молодости. Судьба произведения оказалась трагичной. Опера-оратория была
запрещена к постановке, что только усилило интерес к ней. Но, к сожалению,
болезненный интерес этот был не к прекрасной музыке гениального композитора, а
к нелепой легенде. Неоднократно партитура похищалась, переписывалась охотниками
за «тайными знаниями». Таким образом, возникали стихийные редакции этого
шедевра с многочисленными искажениями музыкального материала.
До наших
дней дошли только несколько разрозненных фрагментов партитуры, по которым
невозможно судить о масштабности этого произведения.
Список
использованной литературы
Танкелевич Г. Е.
“Композиторы венецианской школы”
Москва 1979 г.
Орлов-Сокольский А. И.
«Антонио Доменико Виральдини. Жизнь и творчество»,
Киев «Музiчна Украина», 1982 г.
Винников П. Д.
«Биографии музыкантов : Виральдини»
Издательство “Ростов-Дон.” 1999 г.