Общественная благотворительность в России
ПЛАН
Введение
1. Императорское
Человеколюбивое Общество
2. Ведомство
Учреждение императрицы Марии Федоровны
3. Российское
общество Красного Креста
4. Развитие
общественной благотворительности
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ряд
дореволюционных и современных исследователей определяют несколько этапов
благотворительной деятельности в России. Нам ее основные этапы представляются в
таком виде: I этап – до IX века – догосударственный; II этап – IX конец XVII столетия – княжеско-церковный; III этап – рубеж XVII – XVIII веков – до реформы 1861 года – государственный; IV этап – 1861 г. – начало XX в. – общественное, частное
призрение.
История
отечественной. Социальной работы как профессии, теория и практика
государственного, общественного и частного призрения и благотворительности
конца XIX – начала ХХ в., формирование
системы подготовки кадров, разработка теоретических, научных и организационных
основ образовательной деятельности в области социальной работы в России до сих
пор не были предметом детального изучения.
Лишь в 1990-е
годы в нашей стране впервые были начаты исследования по теории и технологии
социальной работы, о месте, роли и профессиональной деятельности социального
работника в обществе, формах и методах и путях работы с различными категориями
населения.
Появились также
статьи, учебные пособия и учебники по истории социальной работы в России,
затрагивающие вопросы благотворительности, меценатства, государственного
призрения, деятельности отдельных, ранее не известных благотворителей из числа
царственных особо, князей, купцов, предпринимателей в период XIX – ХХ веков.
Среди наиболее
известных благотворительных обществ XIX – начала ХХ вв. следует выделить: Императорское Человеколюбивое
общество, Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны и Российское
общество Красного Креста.
Цель данной
работы: дать характеристику общественной благотворительности в России во второй
половине XIX – начало ХХ века.
В ходе написания
работы были поставлены следующие задачи:
1)
охарактеризовать Императорское Человеколюбивое общество;
2) дать
представление о деятельности Ведомства Учреждение императрицы Марии Федоровны;
3) дать
представление о деятельности Российского Красного Креста;
4) выявить
особенности общественной благотворительности во второй половине XIX – начало ХХ в.
Человеколюбивое
общество было основано в 1802 году по инициативе Александра и поначалу носило
название «Благодетельного». В задачу общества входило оказание разносторонней
помощи бедным, нуждающимся людям. В 1812 году общество было названо
Человеколюбивым. Московский Попечительский комитет Человеколюбивого общества
был учрежден в 1818 году. Во второй половине XIX в. деятельность Человеколюбивого общества расширилась,
развиваясь по трем основным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2)
реорганизация действовавших благотворительных заведений; 3) открытие новых
заведений и Отделений Общества.
К мероприятиям по
упорядочению работы Общества можно отнести следующие учреждения: учреждение
специального Хозяйственно-технического комитета, в функции которого входили
организация торгов, поиск выгодных подрядов и производственная деятельность;
образование так называемых «кружечных комиссий» (в Петербурге и по линиям
железных дорог) для сбора добровольных пожертвований; учреждение особого
учебного комитета для наблюдения за учебно-воспитательным процессом в своих
заведениях. Кроме того, была восстановлена деятельность ученого комитета.
В составе московского
отделения Человеколюбивого общества действовала на автономных началах
благотворительная организация, именуемая Обществом поощрения трудолюбия. Оно
было создано по инициативе одной из подвижниц русской благотворительности
Александры Николаевны Стрекаловой. Этой сердобольной и деятельной женщине
Москва обязана созданием нескольких благотворительных учреждений. В 1861 году
она основала Общество распространения полезных книг, которое поставило перед
собой просветительские цели. Вместе с профессором Московского университета М.
Н. Капустиным Александра Николаевна организовала издательство для выпуска
дешевых книг: исторических рассказов, очерков, описания путешествий, книг по
народному и юридическому образованию. При участии А. Н. Стрекаловой в Москве
была создана Комиссия публичных и народных чтений. В 1863 году А.Н.Стрекалова
воодушевляется на создание нового благотворительного общества по оказанию
трудовой помощи женщинам. Оно было названо Обществом поощрения трудолюбия. На
первых порах учредители общества ставили перед собой цель – организацию труда
женщин на дому с реализацией готовой продукции через магазин общества. В
последующем благотворительная деятельность общества заметно расширилась и
приобрела более упорядоченный характер: стали создаваться швейные мастерские, а
при них школы кройки и шитья, то есть своеобразные дома трудолюбия.[1]
Во время
русско-турецкой войны, в 1877 году, А. Н. Стрекалова устроила приют для детей
убитых воинов. В 1893 году Стрекалова учредила благотворительное общество
«Московский муравейник», целью которого было оказание помощи беднейшим женщинам
путем предоставления им работы. Наконец, незадолго перед своей кончиной она
организовала последнее в своей жизни общество, названное «обществом
исправительно-воспитательных приютов». Кстати, А. Н. Стрекаловой принадлежит
заслуга в организации первого в России исправительно-воспитательного детского
приюта, которому было присвоено имя его директора Н. В. Рукавишникова.
Открылись новые
отделения Общества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе,
Скопине [ныне Рязанская область], Пензе др.). В недрах Общества велись работы
по благотворительной тематике и в 1887 г. увидело свет семи томное издание
«Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности».
К началу 1900-х
гг. Человеколюбивое общество превратилось в весьма разветвленную структуру,
включавшую в себя различные типы благотворительных заведений. Отделения
Общества имелись в двух столицах и в 25 провинциальных городах и местечках.
Насчитывалось до 210 заведений общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных
заведений для сирот и детей бедных родителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на
2000 мест); 32 дома бесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных
столовых (на 2500 обедов в день); 6 домов трудолюбия (на 1000 человек); 26
комитетов, оказавших временную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц).
Ежегодно Общество
расходовало на благотворительные цели до 1,5 млн. рублей. «Общество оказывает
помощь ежегодно 150 000 – 160 000 бедным, расходуя на это ежегодно
свыше полутора миллиона рублей».[2] Источниками средств
являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Общества и императорской
семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности
(последняя на начало 1897 г. оценивалась в 10,4 млн. рублей). Членов Общества
от попечителей, почетных и действительных членов до воспитателей,
преподавателей, врачей и др.) насчитывалось около 4,5 тыс. человек.
Во второй
половине XIX в. нарастал процесс
постепенного «огосударствления» Общества. С 1897 г. работа в Обществе стала
приравниваться к государственной службе и сочетаться с обычной чиновной службой
по «Табели о рангах», вплоть до V класса включительно. Чиновникам Общества отныне полагались
государственные пенсии и льготы. В том же году был учрежден особый наградный
знак Императорского Человеколюбивого Общества.
Для поощрения
деятелей и жертвователей в разнообразных видах благотворительности сего общества
и для привлечения впредь неограниченного числа членов, Советом Общества
исходатайствованы и Высочайше утверждены 17 мая 1897 г. следующие положения:
1)о предоставлении Императорскому человеколюбивому Обществу права замещать
классные, установленные по ведомству Общества должности, как платные, так и не
оплачиваемые содержанием до V класса
включительно, лицами. Не имеющими соответственных чинов, или не имеющими вовсе
чинов, с предоставлением сим лицам прав действительной государственной службы,
если они по своему происхождению и образованию пользуются правом поступления на
таковую службу, и с распространением сей льготы на лиц, как занимающих
вышеупомянутые должности, со дня определения на оные; и 2) об установлении в
ведомстве Императорского Человеколюбивого Общества, для деятелей и
жертвователей оного, особого нагрудного знака, состоящего из инициалов
Императорского Человеколюбивого общества, помещенных под Императорской Короной
в овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, на которой написано:
«Возлюби ближнего, как самого себя».[3]
Ведомство
Учреждений императрицы Марии Федоровны
Другой крупной
благотворительной организацией в первой половине XIX века становится Ведомство Учреждений императрицы Марии
Федоровны. Названное ведомство возникло 12 ноября 1796 г., когда супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла
на себя руководство Обществом благородных девиц и его мещанским отделением.
Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило
чисто образовательный характер, однако в мае 1797 г. Мария Федоровна приняла на
себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и
коммерческим училищем.
В память об
императрице по указанию Николая I было создано специальное Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны,
а вошедшие в его состав учебно-воспитательные заведения стали именоваться
«Мариинскими».
Основным в
деятельности Мариинского ведомства оставалась работа по призрению. Во второй
половине XIX в. выделился ряд ее
направлений:
1. Призрение
младенцев. Имелось два воспитательных дома в Москве и Петербурге, ежегодно
принимавших более 20 тыс. незаконнорожденных. Кроме того, под покровительством
Домов находилось до 80 тыс. человек, находившихся в частном воспитании. Для
обучения сирот содержалось около сотни школ. Наблюдались и новые явления; так в
1880 – 1890-е гг. ширится сеть «яслей» при некоторых губернских и уездных
детских приютах (в Вологде, Риге, Керчи, Полтаве, Томске, Таганроге и др.).
2. Опека над
подростками. К началу 1900-х гг. имелось 176 детских приютов (на 14 тыс.
детей), в том числе 4 тыс. пансионеров находилось на полном содержании
заведений. Все призреваемые в обязательном порядке проходили курс народной
школы.
3. Призрение
слепых и глухонемых. Для лишенных зрения детей было открыто 21 училище (2 в
столицах и 19 в провинции), где обучалось более 700 детей. Кроме того,
содержалось 6 заведений для помощи взрослым слепым. Имелось училище и для
глухонемых детей (на 250 человек).
4. Призрение
престарелых и оказание врачебной помощи. В 36 богадельнях (в том числе двух
столичных вдовьих домах) находилось на попечении ведомства до 5 тыс. человек.
Под контролем Ведомства работало 40 больниц (на 4200 мест), ежегодно их
услугами пользовалось до 25 тыс. неимущих больных.
Под патронажем
Ведомства действовал целый ряд общественных благотворительных организаций:
Попечительство императрицы Марии Федоровны о слепых, Императорское Женское
патриотическое общество, Московское благотворительное общество 1837 г.,
Московское Дамское попечительство о бедных и др. Так, к примеру, последнее,
созданное в середине 1840-х гг. по инициативе жены московского
генерал-губернатора С.С.Щербатовой, к концу XIX в. содержало 33 благотворительных учреждения, в которых не только
призревали, но учили грамоте и ремеслу.[4]
Здесь
прослеживается еще одна небезынтересная тенденция в развитии российской
благотворительности. Почти по всех перечисленных обществах ведущие места заняли
женщины, что являлось ярким свидетельством прогрессирующего прогресса женской
эмансипации в России.
Российское общество Красного Креста
Пример
бескорыстной деятельности сестер милосердия в годы Крымской войны побудил к
созданию в 1867 г. Российского общества попечения о больных и раненых воинах,
которое в 1879 г. было преобразовано в Российское общество Красного Креста.
Кроме того, в 1860-е годы в большинстве губерний России активизировался процесс
создания сети женских общин христианок-доброхоток, или сестер милосердия,
вошедших в состав Российского общества Красного Креста.
Деятельность
общин не ограничивалась помощью раненым во время военных кампаний. В своих
стенах общины открывали специализированные больницы, где четверть мест всегда
была предназначена для бедных, содержали чадолюбивые приюты для сирот и детей
из малообеспеченных семей, постоянно посещали нуждающихся в ночлежных и
работных домах.
С женских общин
сестер милосердия начинается процесс становления социальной работы как
профессиональной деятельности, ведь все члены организации не просто являлись
добровольцами, а проходили курс обучения по специально разработанной программе
и только после получения соответствующего аттестата приступали к работе.
После окончания
крымской войны у М. С. Сабининой и баронессы М. П. Фредерикс возникла идея
создания Общества попечения о раненых и больных воинах, а в мае 1867 г. был
утвержден его устав. Общество не получало государственных дотаций и должно было
существовать исключительно на членские взносы и частные пожертвования. Тогда же
состоялось и первое заседание новообразованного Общества, первым его
председателем стал генерал-адъютант А. А. Зеленой. В 1876 г. Общество было
переименовано в Российское общество Красного Креста.
В основу
деятельности Общества был положен принцип полной самостоятельности в мирное
время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти
человек для создания такой организации – отделения Красного Креста. Сфера деятельности
Общества постепенно расширилась и в его задачи вошло оказание помощи
нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органом
Красного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотря
на некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные
пожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членов
и 450 местных отделений по всей России.
Именно начало ХХ
в. стало расцветом Общества.
Одним из ведущих
направлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставалась
социальная помощь и поддержка, оказываемые населению. При этом особое внимание
уделялось беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническими
заболеваниями, детям, обитателям трущоб. Кроме работы в открывшихся при общинах
приютах, бесплатных столовых, богадельнях, больницах, сестры милосердия активно
работали в различного рода социальных учреждениях и вне территории общины.
В годы Первой
мировой войны, несмотря на активное участие общин в оказании помощи раненым,
обездоленным, в работе медицинских бригад на переднем крае фронта, не
прекращалась образовательная деятельность Общества Красного креста. Так, по
данным отчета Никольской общины, в Москве в 1914-1915 гг. продолжали обучение
все пять курсов сестер милосердия. Экзамен выдержали 1042 сестры, из них 90%
уже обучались на базе среднего и высшего образования. В другой общине,
Александровской, в 1914 г. было подготовлено 400 сестер милосердия для фронта и
тыла.[6]
В годы Первой
мировой войны Общество Красного креста сконцентрировало в своих руках
практически всю работу в области здравоохранения, заменив собой правительственные
учреждения. Кроме того, в структуру Общества были включены созданные в начале
войны Всероссийский земский союз и Всероссийских союз городов помощи больным и
раненым-воинам. Бедствия войны привели к массовому появлению новых объектов
социального призрения – больные и раненые воины, калеки, солдатские семьи,
беженцы, беспризорные дети.
Развитие общественной благотворительности
Вплоть до начала
1860-х гг. развитие общественной благотворительности сдерживается как трудностями
регистрации обществ, так и подозрительным отношением со стороны государственной
власти. Однако вторая половина XIX в.
ознаменовалась появлением массы новых обществ, носивших как общероссийский, так
и местный характер. Во многом способствовало этому то, что право утверждать
уставы благотворительных обществ, в задачи которых входило призрение бедных,
устройство ночлежных и работных домов, приютов для больных и для детей, было
передано в 1862 г в ведение Министерства внутренних дел и более не требовало утверждения
императором.
Все
благотворительные организации были разделены на две группы: собственно
благотворительные общества и благотворительные учреждения. Если под
благотворительными обществами понимались добровольные объединения лиц, имевшие
цель помогать нуждающимся и содержавшие для этого те или либо иные заведения,
то благотворительные заведения – это учреждения для удовлетворения потребностей
нуждающихся в стенах заведения.
В 1897 г. были
разработаны нормальные (примерные) уставы, определявшие общий порядок
организации и деятельности благотворительных обществ (их цели, состав, порядок
формирования средств, органов управления, порядок прекращения деятельности и
т.д.). Все члены обществ были разделены на три категории: соревнователи
(сотрудники), действительные и почетные (пожизненные) члены. Деление было чисто
условным и зависело от суммы уплачиваемого членского взноса. Средства
благотворительных обществ слагались из взносов и пожертвований, поступлений по
займам, процентным бумагам, от проведения увеселений, базаров и лотерей,
доходов от недвижимости и т.п.
В марте 1906 г.
были приняты «Временные правила об обществах и союзах». По Правилам 1906 г.
учреждался заявительно-разрешительный характер регистрации обществ: для их
создания было необходимо подать письменное заявление по установленной форме.
Если в течение двух недель не было получено обоснованного отказа в регистрации,
то общество могло открыть свои действия. Регистрация же общества производилась
путем внесения в реестр и публикации информации в местной печати. После
регистрации общество имело право образовывать капиталы, заключать договоры,
устраивать различные мероприятия, проводить сборы пожертвований и т.п.
Специальным
законодательным актом, регулировавшим создание и деятельность всех благотворительных
обществ, стал Устав об общественном призрении 1912 г. В частности, по уставу
особые требования предъявлялись к частным благотворительным обществам: право
утверждения их уставов также предоставлялось МВД, но далее уставы
представлялись в Кабинет министров и требовали Высочайшего разрешения.
Особое значение в
пополнении капиталов обществ на рубеже XIX – ХХ вв. приобрело проведение благотворительных лотерей, устраиваемых,
как правило, в двух вариантах – лотерей-аллегри, когда розыгрыш производился немедленно
после покупки билета, и беспроигрышных лотерей0томбол, или базаров. В то же
время сумма разыгрываемых призов не могла превышать 15000 руб. в год, денежные
выигрыши были запрещены и были представлены более или менее ценными вещами
(посудой, коврами, мебелью и др.). Не могли разыгрываться процентные бумаги,
предметы культу (кресты, иконы) и спиртные напитки.
Возникли общества
попечения о тюрьмах, вспомоществования учащимся, посещения бедных, попечения о
гувернантках, подаяния помощи братьям-славянам и др.
На новый уровень
своего развития поднялась общественная благотворительность в начале ХХ
столетия, охарактеризовавшись как созданием общероссийских организаций, так и
созывом всероссийских съездов по вопросам общественного призрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этап, начавшийся
в 1861 г. и продолжавшийся до начала столетия ХХ столетия, можно
охарактеризовать как период общественного, частного призрения, которое
восприняло опыт общественного призрения предшествующего этапа. В пореформенный
период, в годы активного утверждения капиталистических отношений, общество
потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не
устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие
самодеятельность, новаторство в социальной сфере.
К середине XIX в. идеи гуманизма находили отклик
среди либерально настроенных и прогрессивно мыслящих россиян, стремившихся
своим конкретным вкладом облегчить страдания наименее социально защищенных
соотечественников – убогих и престарелых, нищих, больных, сирот. Благодаря их
инициативам в России создавались новые благотворительные общества,
увеличивалось число учреждений общественного призрения, совершенствовались
содержание и формы их работы, методы управления. Реформы 6—70-х годов XIX в. оказали значительное влияние на
судьбу общественного и частного призрения России, способствовали их
последующему развитию.
Нестабильная
социально-экономическая ситуация в конце XIX – начале ХХ в. и усугубившаяся социальная обстановка с началом первой
мировой войны потребовали как от Российской империи, так и от других государств
более четкой постановки вопроса о проведении социальной работы на
профессиональном уровне. Этого требовало общественное призрение и
благотворительность, претерпевшие качественные изменения и перешедшие к новым
принципам организации и деятельности обществ и учреждений, количество которых
активно росло благодаря децентрализации управления и развитию местного
самоуправления.
На первый план
выдвинулось «открытое призрение», особе внимание стали уделять трудовой помощи,
патронажу, профессиональному обучению и переобучению при поиске работы,
воспитанию и образованию, медицинскому обслуживанию, снабжению жильем.
Процесс в России
в начале ХХ в. носил общественно-благотворительный характер, нежели государственный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Антология
социальной работы : в 5 т. – Т. 1. – История социальной помощи в России / Сост.
М. В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НВФ СПТ, 1994. – 288 с.
2.
Благотворительность
в России : социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2003. –
640 с.
3.
Кузьмин
К. В. История социальной работы за рубежом и в России с древности и до начала
ХХ века) : учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 3-е
изд., доп. и испр. – 624 с.
4.
Помоги
ближнему. Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. – М.:
ИПО «Полиграп». 1994. – 200 с.
5.
Прохоров
В. Л. Этапы развития благотворительности в России // Вопросы истории. – 2005. -
№ 3. – С.158-163.
6.
Тевлина
В. В. Социальная работа в России в конце XIX – начале ХХ века // Вопросы истории. – 2002. - № 1. – С.116-124.
[1] Власов П. В. История благотворительности в России // Помоги ближнему!
Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В. Меньшикова. – М., 1994. –
С.49.
[2] Волков Н. Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества //
Антология социальной работы : В 5 т. – Т.1. История социальной помощи в России
/ Сост. М.В.Фирсов. – М., 1994. – С. 160.
[3] Волков Н. Краткий очерк Императорского человеколюбивого Общества //
Антология социальной работы. – В 5 т. – Т.1. – История социальной помощи в
России/Сост. М.В. Фирсов. – М., 1004. – С.161.
[4] Кузьмин К.В., История социальной работы за рубежом и в России (с
древности и до начала ХХ века). – М., 2005. – С. 534.
[5] Тевлина В. В. социальная работа в России в конце XIX – XX века // Вопросы истории. – 2002. - № 1. –
С.117.
[6] Тевлина В. В. Социальная работа в России в конце XIX – начале XX века // Вопросы истории. – 2002. - №
1. – С.119.