Александр Иванович Герцен
А. И. Герцен
Биографические сведенья. Александр Иванович Герцен (1812-1870) — писатель, революционер,
философ. Незаконный сын богатого русского помещика И.Я.Яковлева, он рано
осознал несправедливость этой жизни и, в частности, крепостного права. Уже в 14-летнем
возрасте, после казни декабристов, вместе со своим другом Н.П.Огаревым поклялся
отомстить за казненных и вести борьбу с царизмом. В 1829-1833г. Учился на
физико-математическом отделении московского университета, где познакомился с
учениями социалистов. Вокруг Герцена и Огарева образовался кружок революционно
настроенных студентов. В 1834г. Герцен вместе с Огаревым был арестован и
отправлен в ссылку в Пермь потом в Вятку, а затем во Владимир. В 1840г.
Вернулся в Москву, затем поехал в Петербург. В 1841г. новая ссылка в Новгород.
В 1842-1847г. жил и работал в Москве, где написал целый ряд острых
публицистических статей, художественных и философских произведений. В это время
сблизился, особенно с Белинским и Грановским, участвовал в спорах со славянофилами.
В1847г.
уехал за границу, где решил остаться для борьбы с царским правительством с
помощью «вольного» слова. В 1853г. в Лондоне основал «Вольную русскую типографию»,
в которой в 1855-1869г. издавал обозрение «Полярная звезда», а в 1857-1867г. в
сотрудничестве с Огаревым — политическую газету «Колокол», сыгравшую огромную
роль в развитии революционных идей в России. Первый номер, которого, вышел
1.07. 1857г., а последний — 244-245-й номер — 1. 07. 1867г.; в 1868г. выходило
продолжение «Колокола» на французском языке. В начале 1860-х г. участвовал в
создании революционной организации «Земля и воля».
Основные труды: «Дилетантизм
в науке» (1843); «Письма об изучении природы» (1844-1846); «С того берега»
(1848-1849); «Опыт бесед с молодыми людьми» (1858)
Философские воззрения. Воззрения
на природу и историю. Философские воззрения Герцена на природу могут быть
охарактеризованы как материализм с элементами диалектики. Познакомившись с
учением Гегеля (еще в период 1-ой ссылки), Герцен попытался «прочитать» Гегеля
с материалистической позиций. Высоко оценивая гегелевскую диалектику как «алгебру
революции», как философское обоснование необходимости революционного
преобразования жизни, он критиковал Гегеля за идеализм, за то, что мысль или
идея становится над природой и историей.
Герцен
считал, что философия призвана играть роль гармонизирующего начала жизни, но
это возможно только в том случае, если она опирается на данные естествознания.
В свою очередь, естественные науки, если не хотят, основываются набором разрозненных
фактов, должны опираться на философию как свою методологическую и мировоззренческую
основу.
Вслед
за Гегелем историю философии Герцен рассматривал, по своим
социально-политическим воззрениям был близок к западникам, считал, что Россия
идет по тому же общему пути развития, что и Европа. Но в годы эмиграции близкое
знакомство с реальным положением дел на западе, с ужасами капиталистического
пути развития, изменило его точку зрения. Особое влияние оказало при этом
положение революции в Европе 1848г. Герцен пришел к выводу, что для России не
обязателен капиталистический путь развития, да и не имеет смысла преследовать
все трудности этого пути для того, чтобы, прийти к тем уродливым формам
общественной жизни, которые воцарились на Западе.
Он
считал, что Россия может миновать эти трудности и прямо прийти к социализму —
благодаря тому, что в России в народном быту сохранилась больше черт, соответствующих
социалистическим идеалам, чем в Европе. И самое главное, в России сохранилась
крестьянская община и, соответственно, общинное землевладение. Если устроить
государственный гнет над ней и помещичье землевладение, община получит
свободное развитие, ведущее к справедливому устройству жизни, воплощающие
социалистические взгляды, идеалы «крестьянский социализм». В таком переустройстве
русской жизни важную роль может сыграть социалистическая идеология, получившая
глубокую философскую разработку у мыслителей Запада.
Герцен
допускал, что социалистические преобразования могут раньше произойти на Западе,
и только вслед за этим — и под их влиянием в России. Но все-таки наиболее вероятным
полагал, что они сначала произойдут в России.
Судьба учения. Революционная
деятельность и социалистически-политические учение Герцена оказали значительное
влияние на воззрения всей русской интеллигенции второй половины -началав.. и
особенно на формирование всех русских революционеров, даже тех, кто не принял
его концепцию «крестьянского социализма» .
Литература
1. Г.В. Гринетка: «История философии»-2006г.
2. В. Воднев, М.Громов, О. Аранская, Б. Кочергин:
«Большая энциклопедия»-2000г.
ПЛАН
1.
Биографические
сведенья.
2.
Основные труды.
3.
Философские
воззрения.
4.
Судьба учения.