Сказание
Сказание
Сказание
(греч. historia, diégémata) — в настоящее время термин, не
прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют
часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в
древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный,
т. е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным
жанрам, то в литературе имеются:
1.
Исторические С., напр. названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о
зачатии царства Казанского», «Сказания» кн. Курбского, «Сказание об Азовском
сидении» XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода — «Сказание, что ради
прозвася Печерский монастырь», приписываемое Нестору (XI в.). В этом смысле
термин употребляется и в научной литературе XIX в.: «Сказания о князьях и царях
земли русской» (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), «Сказания мусульманских
писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави» (СПБ,
1870), «Сказания иностранцев о Московском Государстве» (В. Ключевский, М.,
1866). см. «Летописи», «Хроники».
2.
Житийные С., т. е. жития „святых“, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях,
всевозможных сборниках и составлявшие популярное литературное чтение.
Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу (XI в.) «Сказание
страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба», известною в списках уже от XII в.
В этом смысле слово «С.» без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX—XX
вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. «Жития», «Легенда».
3.
Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не
утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью.
Таково напр. «Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая», известное в списках
от XVI в., или «Сказание о псалтири, како написася Давидом царем», в списках от
XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева:
«Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1877) и
«Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях» по рукописям
Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1890). см. «Апокриф».
4.
Поучения-С. — поучительные сочинения религиозного (напр.: «Сказание о будущем
веце и о здешнем» в рук. XVIII в.), дидактического («Сказание о пьянстве и
душегубстве», в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения
(напр. «Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание
человеком и скотом» в рук. XVII в. или «Сказание о конских приметах» в рук. XIX
в. и др.).
5.
Повести-С. — обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и
оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести. Напр.
популярные старинные повести «О Брунцвике», «О Петре Златых Ключах», «О Франциле
Венециане», «О царевиче Фиргисе» и мн. др. параллельно с термином «повесть»,
«гистория» в рукописях назывались также С. см. «Повесть».
Все
эти виды литературных С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в
жанры фольклорные. Живой народный язык термина «С.» совсем не знает.
Исследователи же иногда по литературной традиции стали прилагать и к легендам и
к преданиям термин «сказания». И. Сахаров («Сказания русского народа», СПБ,
1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской литературы и
фольклора.
Список литературы
Отправной
справочник по вопросам древне-русской литературы, главнейших описаний рукописей
и библиографии отдельных видов сказаний
Самые тексты сказаний хранятся в тысячах
рукописей различных древлехранилищ. Большинство последних имеет печатные
описания, перечень которых в кн.: Смирнов I. М., Указатель описаний славянских
и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ, Сергиев Посад,
1916 (дополнения к ней Петровского Н. в «ЖМНП», 1917, июль-август, и Бельчикова
Н. Ф. в «Библиографических известиях», 1917, № 3—4)
Иконников В. С., Опыт русской историографии,
т. I, кн. 1—2, т. II, кн. 1—2, Киев, 1891—1908. Общие сведения об отдельных
видах сказаний в общих курсах истории древнерусской литературы: П. Владимирова,
М. Сперанского, В. Истрина, А. Орлова, Е. Петухова, Пыпина и др.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/