Разделение буддизма на ветви
Разделение буддизма на ветви
Долгое
время монахи, придерживающиеся разных направлений одной религии, жили и учились
бок о бок, не вступая в противоречия друг с другом. Однако к 100 г. н.э.
появились книги, в которых по-новому обосновывались различные особенности
учения и была представлена новая доктрина, весьма вольно толковавшая
исторические слова Будды. С течением времени эти толкования стали более
определёнными, что послужило катализатором охлаждения отношений между монахами,
придерживающихся разных учений.
Разумеется,
представители новых взглядов доказывали, что их идеи ни в чем не противоречат
буддийской доктрине, и утверждали, что во время систематизации сутр хинаяны на
Первом соборе часть монахов утаила множество текстов, предназначенных для
будущего времени, и теперь, пять веков спустя, эти тайные тексты заново открыты
и представлены как основа махаяны.
Новую
ветвь буддизма назвали махаяной, или Большой Колесницей, и она окончательно
отделилась от «учения старших». Традиционное буддийское учение с тех пор стали
называть хинаяной, или Малой Колесницей. У махаяны так же был свой царственный
покровитель, как и у хинаяны в своё время, - за распространение нового учения
взялся царь Канишха (78-103), завоеватель из Северной Индии. Он созвал пятьсот
монахов, чтобы те систематизировали новые тексты.
Следует
отметить, что буддизм подвергался воздействию других религий – на
северо-востоке и юге Индии наступали эллинизм, иранская и средиземноморская
культуры. Учение махаяны было более гибким, либеральным и открыто всем, что
позволило ему проникнуть в Китай, Японию, Тибет, Непал, Монголию и Корею.
Различия
между хинаяной и махаяной В новом учении Будда как центральная фигура и
основатель буддизма был заменен более широкой концепцией будды. В махаяне
Будда, лишь временно воплотившийся в физическом теле Сиддхартхи Гаутамы, стал
дхармакаей, одним из воплощений дхармы в ряду тысячи будд, — с тем чтобы за ним
последовали другие будды грядущих времен. Будда стал Всесущим, стал смыслом
всех явлений, сверхъестественным, вечным и безграничным, тем, что невозможно
выразить в словах, теориях или учениях. Тело дхармы, или дхармакая,
трансцендентно, запредельно; следовательно, те слова и наставления Будды,
которые запомнили Ананда и другие ученики, были всего лишь словами временного
воплощения, но не вечного тела.
Идеалом
поведения стали бодхисаттвы, заменившие архатов. Жизнь бодхисаттв наполнена
состраданием, добротой и терпением. Согласно махаяне, мудрость есть лишь одна
из основных добродетелей, а потому проявление сострадания, доброты и терпения
является более правильным толкованием учения Будды – в отличие от бесстрастной
мудрости архатов. Бодхисаттвы не уходят от людей ради поисков нирваны. Этика
альтруизма заставляет их трудиться в интересах всего мира.
Вместе
с махаяной появилось множество длинных рассуждений на метафизические темы,
заменивших предельную краткость ранних буддийских сутр. Махаяна учит, что мир,
воспринимаемый нами как реальность, есть всего лишь иллюзия. Подлинная природа
сущего — пустота, положение, которое подробно рассматривается школами
мадхьямика и йогачара махаянского буддизма.
На
первое место махаяна ставит то, что называется упайя, или искусные средства, — понятие,
означающее, что существует множество путей достижения освобождения. Такой
подход дал возможность для возникновения в рамках махаяны куда более широкого
набора теорий, техник и методов, чем это допускалось хинаяной. Например,
простым людям позволялось визуализировать будд с их окружением, достигая таким
образом просветления благодаря вере, а не только благодаря мудрости, как в
хинаяне.
Махаяна
стала более милосердным, более сердечным учением, чем хинаяна. Практикующие это
направление могли позволить себе большую эмоциональность в отношениях с другими
людьми, большую близость и доверительность. Махаяна породила сложное искусство,
литературу и ритуалы. Хинаяна же продолжала существовать как учение более
замкнутое, отстраненное, консервативное, поскольку все чувства и эмоции
рассматривались в ней как ошибка, иллюзия.
Теории
махаяны оказались применимы к гораздо более широкому кругу ситуаций и доступны
многим людям. Махаяна была не такой строгой, как хинаяна, особенно по отношению
к женщинам, обладавшим не слишком большими знаниями, и монахам, и допускала
возможность достижения просветления обычными мирянами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru