Субстанциональные характеристики времени
Субстанциональные характеристики времени
Мягков А.В.
Время
подразумевает по крайней мере три основных момента своего существования:
прошлое, настоящее и будущее. Все мы с очевидностью можем сказать, что что-то у
нас было когда-то, мы вот есть сейчас и что-то происходит, и мы уверенны, что
будет что-то в будущем.
Современная
философия уже утвердительно говорит, что можно выделить две основные формы
бытия: бытие как таковое как способ существование материи и всё что с этим
связанно и внутреннее бытие самого человека. Рассмотрим феномен времени в
соотнесении с этими двумя формами бытия.
Внутреннее бытие самого человека.
Если
мы посмотрим на самих себя, на свою жизнь, то можно смело сказать, что вчера
никогда не было, а завтра никогда не наступит. Для человека, а если точнее, в
рамках нашего собственного восприятия реальности существует только сегодня и
сейчас. Мы знаем только себя и эта тождественность самому себе всегда проявлена
сейчас и только сейчас. О прошлом у нас есть воспоминания, о будущем мечты, но
мы существуем только сейчас. Реальность или субстанциональность нашего
внутреннего бытия проявлена категорией "здесь и сейчас". Другими
словами можно сказать, что на этом уровне бытия ни прошлого, ни будущего не
существует. Так как мы, то есть состояние и осознание самого себя, своего
"Я" существует только сейчас, то можно смело сказать, что для
"Я", личности, души вечность - естественная (субстанциональная)
характеристика бытия, тогда как прошлое и будущее – не имеет реальных
(субстанциональных) характеристик. Для "Я" прошлое и будущее – это
иллюзия. Прошлого и будущего не существует в реальности. Прошлое и будущее это
категория нашего отношения во вне связанные не с реальностью, но с тем, что
реальностью не является. Прошлое и будущее это иллюзия, это порождение нашего
собственного ума и с реальным «Я» связано не природными, реальными связями, но
лишь условием, с которым соглашается «Я» и в которых оно пребывает,
отождествляя себя с этими условиями. «Я» представляет собой схему движения от
того, что необходимо к тому, что достижимо. Желания «Я» в обретении и
стремлении к данному порождает форму бытия, представленную вечным временем
отождествляемому самим «Я» с вопросом о том, насколько необходимо условие
данной постановки и стремление к тому, что есть желание по природе как таковой
отличной от природы самого «Я» в рамках тех условий, порождаемых материальной
природой. Сам этот процесс и есть время, есть прошлое и будущее как условие
выполнения данного. Необходимые условия для выполнения это состояние «Я»
отдернутого в сторону невыполнимых вещей на том уровне реальности, на котором
есть бытие «Я». Время позволяет вставить необходимый компонент в состав
формируемой «Я» реальности для ее осуществления. Время как течение не связано с
«Я» никак. Восприятие настоящего не в способности фиксировать прошлое и
будущее, но способность быть и осознавать самого себя. Настоящее без прошлого и
будущего и есть бытие в чистом виде, ибо прошлое и будущее это всего лишь игра
ума, ожидание ума. Реальность она одна. Она либо есть, либо ее нет, либо это
нереальность, но нечто отличное от нее. Третьего не дано. Реальность – это
в-себе-и-для-себя истина, разворачивающаяся из самой себя, ничего кроме себя не
являющая. Кроме реальности нет ничего, ибо это и есть бытие, где небытие не
является реальностью, ибо если небытие реально, значит это часть реальности, а
следовательно ничего кроме бытия реальности не есть. Если реальность есть, то
она есть здесь и сейчас, а не раньше или потом.
Бытие как способ существования материи.
С
другой стороны, посмотрите как существует этот объективный мир. Самая главная
черта объективного (внешнего) мира, самая главная его характеристика -
движение. Движение невозможно без времени, без постоянного чередования, смены
одних характеристик другими, одних состояний другими и т.п. Можно выделить
отрезок времени, за который происходит движение, например час. Но в рамках
этого часа так же происходит движение, то есть переход от прошлого к будущему.
Час можно разбить на полчаса, полчаса на пятнадцать минут, и так далее. Можно
делить этот отрезок между будущим и прошлым до бесконечности, но он так же
будет в состоянии делиться и делиться на переход от будущего к прошлому. И в
результате мы получим, что движение - это бесконечный отрезок перехода от
будущего к прошлому, при котором настоящее не имеет субстанциональных
характеристик. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что он «есть время», и поэтому
время это трансцендентный фактор, пронизывающий все материальное бытие. Время в
материальном мире – это фактор взаимодействия материальных элементов (атомов),
то есть скорость их взаимодействия друг с другом.
В
Шримат Бхагаватам 3.11.5-13 говорится, что " Единица измерения грубого
времени определяется следующим образом: два атома, соединяясь, образуют
сдвоенный атом, а три таких сдвоенных атома - один гекзатом. Гекзатомы можно
увидеть в лучах солнечного света, пробивающихся сквозь щели в оконных ставнях.
При этом отчетливо видно, как они поднимаются вверх, к небу. Время, необходимое
для соединения трех трасарену, называют трути. Сто трути составляют одну ведху,
а три ведхи равны одной лаве. Период времени, продолжающийся три лавы,
составляет одну нимешу, три нимеши равны одной кшане, пять кшан образуют одну
каштху, а пятнадцать каштх - одну лагху. Пятнадцать лагху равны одной надике,
которую иногда называют дандой. Две данды составляют одну мухурту, а шесть или
семь данд составляют четвертую часть дня или ночи по исчислению людей. Мерная
емкость для определения продолжительности одной надики (данды) должна быть
изготовлена из меди и весить шесть пал (366 гр.). В ней делают отверстие с
помощью золотого сверла весом четыре маши и в четыре пальца длиной. Эту емкость
помещают в воду, и время, за которое она до краев наполнится водой, называют
одной дандой. День человека длится четыре прахары, которые иначе называют
ямами, и столько же продолжается его ночь. Пятнадцать дней и ночей составляют
половину месяца, и каждый месяц состоит из двух половин - светлой и темной. Две
половины месяца составляют одни сутки на планетах системы Пита. Одно время года
длится два месяца, а за шесть месяцев солнце полностью завершает переход с юга
на север. Два перехода солнца равны суткам на планетах полубогов, или полному
календарному году человека. Продолжительность жизни людей составляет сто лет.
Все влиятельные звезды, планеты, светила и атомы во вселенной движутся по своим
орбитам, повинуясь воле Всевышнего, которую олицетворяет вечное время
(кала)." Для справки: "трути" - это 0,00059259 секунды.
Отсюда
можно сделать вывод, что «движение» является фундаментальной категорией
материального бытия. Время это состояние материи, но не природа «Я» или его
сознание. Время – это то, что преобразует, соединяет все, давая ему ход. Время
– это фактор взаимодействия, при котором все элементы материального мира
приходят в соприкосновение друг с другом, непрерывное взаимодействие, образуя
то, что мы называем материальным миром
Из
анализа этих двух форм бытия и функционирования времени в них, можно сделать
следующие выводы: бытию внутреннего мира человека, мира его "Я",
присуще временнОе качество настоящего (или вечности), тогда как временнЫе
качества прошлого и будущего условны и не имеют субстанциональных
характеристик; бытию внешнего мира человека, мира объективного реальности
присущи временнЫе качества прошлого и будущего, тогда как временное качество
настоящего условно и не имеет субстанциональных характеристик.
Человек
является совокупностью этих двух миров, мира внешнего материального бытия и
внутреннего мира соединяя в себе существование прошлого, настоящего и будущего.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zvek.info/