Предфилософия Эллады
Предфилософия
Эллады
В ранней
древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а внутри
бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н. э.),
Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское (начало
первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные"
общества. "Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания -
была шагом назад по сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным
возвращением к первобытнообщинному строю периода его разложения. Поэтому
сложившийся в это время гомеровский эпос - преломление раннеклассового
аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании.
"Гомеровский вопрос" - вопрос об авторстве и происхождении
"Илиады" и "Одиссеи", обычно связываемых с именем Гомера,-
выходит за пределы наших лекций.
Мировоззренческое
значение гомеровского эпоса
Этот эпос -
прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный,
мифологический и религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это
больше художественно-мифологическое, чем религиозно-мифологическое
мировоззрение, потому что в центре эпоса люди или полубоги - герои, боги же
находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы
переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие вопросы и
сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются лишь
походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст - такова
первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной
предфилософии.
Начала
Проблема начала
мироздания во времени - одна из главных проблем мифологического мировоззрения.
Для мифологии проблема начала - это вопрос о космическом родоначальнике или
родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те или
иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге
Океане и в богине Тефиде. Океан - "предок богов" (Ил. XIV, 201) 1 /То
есть песнь XIV, строка 201 (Илиада. М. - Л., 1949)./, именно от него "все
происходит" (Ил. XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и
деантропоморфизирован. В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его
сверхъестественной ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она
питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан
протекает через подземное царство.
Космология
Космология
Гомера мифологически примитивна, Мироздание состоит из трех частеи: неба, земли
и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению к земле: глубочайшая
часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно
расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности
земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно
меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в
обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а
внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.
Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари.
Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой
блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за
Океаном.
Социоантропоморфизм
В гомеровском
эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную
антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся
между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос -
брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны Ареса.
Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и
Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,
раздор - Эридой и т. п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги
Древнего Египта. Они полностью антропоморфизированы. Однако рудименты
зооморфизма, звероподобия сохраняются: боги могут принимать образ птиц, Гера
представляется "волоокой", в древнейшем пласте "Одиссеи"
сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и
животного.
Человекоподобие
богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень богов низок. Боги
телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей
вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и
амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы мироздания ни в
целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественпых
процессов и явлений.
Олимпийская
религия
Это официальная
религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в
Фессалии), на которой, по представлениям древних греков, обитали боги. Уходящая
в облака снежная вершина Олимпа была древним грекам так же недоступна, как и
небо. Главных олимппйских богов было двенадцать. Это Зевс, его брат Посейдон
(другой брат Зевса Аид - бог подземного царства - на Олимпе не бывал, а потому
и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса - богиня домашнего очага Гестия,
богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса: Афина,
Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.
Антропология
О происхождении
людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются в противопоставлении
богам, Люди краткожизненны и несчастны. Они зависят от произвола богов.
Обязанность людей - приносить богам жертвы, умилостивляя их и умоляя их о
помоши. Однако боги свободны принять жертву или отклонить ее. При этом боги
руководствуются скорее своими страстями, чем разумом и нравствепными соображениями.
Полианимизм
В человеке
различаются тело и три вида духа. Один из них - псюхе. Зто душа как таковая.
Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только лишенный плотности
и непроницаемости. "Псюхе" - начало жизни и источник движения тела.
Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа -
"тюмос". Зто аффективно-волевая часть духа. Третий вид -
"ноос". Зто ум. "Псюхе" разлита по всему телу,
"тюмос" находится в груди, "ноос" - в диафрагме. Богам и
людям присущи все три вида духовности, животным же - только два пеpвых.
Судьба
Это важнейший
момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами
"мойра"," морос","ананке" и "айса".
Образ судьбы в значительной степени деантропоморфнзирован. Судьба не поддается
ни в какой степени никакому умилостивлению. Она могуществепнее богов.
Взаимоотношение богов представлено в эпосе неоднозначно. Нo преобладает все же
представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов.
Богоборчество
Гомеровский
эпос - пример именно художественно-мифологического мировоззрения. В его центре
- жизнь и история людей. Нряду с мыслью о зависимости людей от богов в эпосе
имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед раннпт Афродиту. Он готов
сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют герои,
полубоги-полулюди. Напоимер, Ахилл - сын царя Пелея и богини Фетиды. Герои
смертны. Они живут среди людей и как люди.
Элементы
философии
Элементы
философии в гомеровском эпос можно усмотреть в деантропоморфизации Океана и
Судьбы, в подчинении богов безличной cудьбе, в богоборческих мотивах и в
прославлении разумности. Это одно из высших человеческих качеств. Загробная
жизнь хуже земной. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование, в
Аиде "только тени умерших людей, сознанья лишенные реют" (Од. ХI,
475-476). Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/