Саадья Гаон-первый еврейский философ
Саадья
Гаон-первый еврейский философ
Еврейская
философская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филона
угасла, во всяком случае - для евреев. Только с Х века н.э., когда
мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия
получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании
еврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, но
первым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют
"отцом еврейской философии".
Саадья, как и
школа "словесников", или, на международном языке того времени,
"каламистов" (от арабского корня "калам" - слово),
мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание на
роли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время во
многих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель.
В своем труде "Эмунот ве-деот" - что значит дословно "ВЕРА И
ЗНАНИЯ" - Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением
(верой) и разумом (знанием).
Противоречие
между разумом и откровением представляется ему невозможным, т.е. оба они
восходят к единому Божественному источнику. Единственное различие между ними
Саадья видит в методе: по сравнению с разумом откровение - более быстрый и
прямой способ постижения Божественной истины. Более того, откровение и разум
взаимодополняют друг друга в познании истины: откровение спасает разум от
обуревающих его сомнений и неуверенности, в то время как разум способствует
пояснению и распространению идей, полученных путем Откровения. То есть между
нашим умом и сознанием Всевышнего не ставится знак равенства, но Саадья
открытым текстом говорит (первым, кстати, из философов своей эпохи) - что
пропасть между ними не так уж глубока, мы для того и созданы разумными, чтобы
понимать нашего Творца, а не верить в него так же слепо, как верили бы существа
лишенные сознания:
А тот факт, что
Он нам открылся так, а не иначе, при экстремальных, неожиданных или
парадоксальных обстоятельствах и в словах, которые не всем с первого раза
понятны, нисколько не противоречит нашей способности это откровение вместить и
понять: это и будет настоящая вера, а не слепая рабская преданность. Стал бы
Всевышний открываться тем, на чье понимание он вообще не может рассчитывать -
ведь ни коровам, ни деревьям он не ставит задач, которых их мозг не может
выполнить, а людям ставит!
Установив
основополагающее единство разума и откровения, Саадья рассматривает в свете
разума явленные откровением истины еврейской традиции. Излагая свои собственные
воззрения, он полемизирует с распространенными теориями и концепциями. Образцом
может служить полемика, которую Саадья ведет с каламистами, не признающими
законов природы и причинно-следственных связей. Для каламиста в мире не
существует иного закона, кроме воли Бога: он, например, утверждает, что, если
земля увлажняется во время дождя, это происходит не потому, что идет дождь, а
потому, что такова воля Бога. В противоположность этим утверждениям, Саадья
всячески подчеркивает действенность законов природы.
С другой
стороны, Саадья видит в акте Творения самый убедительный довод в пользу
существования Творца. Поэтому он начинает изложение своей философской системы с
доказательства основополагающего принципа: мир был сотворен ex nihilo (из
ничего) и во времени. Отсюда вытекает существование Создателя, который Вечен,
Всемудр и Всемогущ. Саадья защищает единство Бога против триединства
христианства и дуализма фарси. Бог не только Един в числовом смысле слова. Он
абсолютно неразложим и чист как дух, свободный от каких-либо физических свойств
и атрибутов.
Многие
священные писания, противоречащие этой философской концепции Бога, следует
поэтому понимать в сугубо фигуральном смысле. Человек - венец творения и,
следовательно, предмет особой заботы и любви Бога. Это значит, что Бог
стремится сделать человека счастливым. С этой целью даровал Он человеку Тору с
ее заповедями, и одним фактом подчинения Торе человек может достигнуть своего наивысшего
блага. Заповеди Торы распадаются на два класса: заповеди разума (этика) и
заповеди откровения (обряды). Это не значит, что заповеди откровения лишены
разума, это значит лишь то, что они не могут быть проверены человеческим
разумом без помощи откровения. Тора вечна и неизменна благодаря своей
внутренней ценности. Более того, вечность Торы связана с вечностью еврейского
народа. "Израиль является народом лишь благодаря своей Торе", и так
как Превечный провозгласил устами своих Пророков вечность Израиля, Тора
неизбежно должна также быть вечной.
Тора не
противостоит жизни. Он не согласен с теми, кто утверждает, что лучшее, что
человек может сделать в мире - это посвятить всего себя служению Богу, проводя
день в постели, а ночь в восхвалениях Превечного, и отказаться от любых мирских
дел. Напротив, Учение не оторвано от человеческой и социальной деятельности.
Тот, кто отворачивается от жизни ради Богослужения, ради служения идее Бога,
очищенной от проявлений жизни, утверждает Саадья, лишается возможности
выполнять многие предписания традиции: "Как может отшельник соблюдать
законы о правильных весах и мерах?.. Какой гражданский закон исполнит он в духе
истины и справедливости?.. Это же относится и к законам посева, отделения
десятины, благотворительности и пр."
Для того чтобы
человек мог выполнять предписания Торы, Бога наделил его душой, следовательно -
свободой воли и способностью различать добро и зло, руководствуясь нормами,
установленными Торой. Душа - тончайшая духовная субстанция, и потому она неразрушима
и бессмертна. Однако душа явственно связана с телом и образует с ним природное
единство. С элементами этого тела душа обязательно воссоединится в день
воскресения мертвых. Хотя доктрину воскресения мертвых нельзя доказать
философским путем, доводы философии не могут ее и опровергнуть. Собственно
говоря, эта доктрина находит некоторое подтверждение в разуме и в значительной
степени согласуется с законами природы. Это, однако, не относится к понятию
метапсихоза, или переселения душ, так как объединение человеческой души с телом
животного противоречило бы законам природы. С доктриной воскресения мертвых
связана также идея о мессианском освобождении Израиля, которую также не в силах
поколебать доводы разума.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/