Отношение людей к абортам
Отношение людей к аборту
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные
проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.
Для верного понимания моральных аспектов этого вида медицинского
вмешательства необходимо осознавать, что беременность - это, с одной
стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной (ее
организмом), а с другой, - это процесс биологического формирования нового
человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу "меньшего
зла", следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму
(моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим
уже начавшуюся жизнь нового человека. В связи с этим неверно, как это
иногда делается, считать его обычным средством "планирования семьи" наравне
с контрацептивами.
Морально-этические аспекты проблемы искусственного аборта
В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее
интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Специалисты
так формулируют ее содержание : "Защитники права на аборт и их оппоненты не
соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают,
что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы не быть убитыми, как
и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том,
можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою
собственного здоровья и жизни?".
Аргументация, которая обосновывает право женщины на свободный
ответственный выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или
абортировать его, наиболее полно изложена в документах и публикациях МФПС -
международной федерации планирования семьи. Вопрос об аборте - это часть
вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных
правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный аспект
здоровья вообще и предполагает: а) способность производить потомство, б)
свободное принятие решений в этой сфере, в) доставляющую удовлетворение и
безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор - проявление моральной
автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. В первую
очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим
вопросам. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для
обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих
международных документах по правам человека и национальных
законодательствах.
Важнейшее из репродуктивных прав - охраняемое государством право иметь
и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при
доступности для женщин и мужчин всех современных средств планирования
семьи, одним из которых ( хотя и наименее подходящим) в определенных
ситуациях может считаться и искусственный аборт. К сожалению, в современном
обществе аборты неизбежны.
Подлинным социальным злом являются последствия аборта для женщины.
Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин.
Репродуктивные права в определенном смысле являются основополагающими,
в особенности - для женщин. Как говорила одна из первых активисток движения
за право женщины на аборт А. Дэвис: "Какие бы права женщинам не
предоставляли - голосовать на выборах, получать образование и т. д. - все
это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и
контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить
те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения
силы". Эксперты МФПС отмечают : " Для всех европейских стран путь их
развития должен проходить не через ограничение репродуктивного выбора, а,
напротив, его расширение". Таким образом, идеологи МФПС говорят о "двойной
стратегии". В современном обществе женщина должна иметь доступ к
сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования
фертильности. Но при наличии этих возможностей ей должен быть доступен
безопасный и легальный аборт.
Противники абортов делают главный акцент на том, что эмбрион, плод
имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек. Искусственный
аборт - это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то
есть, убийство, а потому - как можно говорить о "праве на убийство"?
В традиционном медицинском подходе к проблеме аборта едва ли не
главным всегда считался вопрос о жизнеспособности плода, то есть о той
границе в его внутриутробном развитии, когда он уже в состоянии выжить вне
организма матери с учетом возможностей, предоставляемых технологиями
выхаживания недоношенных. В нашей стране до начала 90-х годов считалось,
что такой границей является срок беременности 28 недель при массе плода от
1000 гр. Когда в 1993 г. акушерская служба РФ перешла на рекомендованные
ВОЗ критерии живорождения, граница была снижена до 22 недель беременности,
показателя массы тела плода - до 500 гр.
Особая тема - чувствует ли плод боль. В 1997 г. рабочая группа,
организованная Королевским колледжем акушеров и гинекологов Великобритании,
опубликовала доклад "Сознание плода", который был посвящен и вопросу о том,
когда плод начинает чувствовать боль. При проведении процедур на зародыше
или прерывании беременности на 24-й неделе или позже в докладе
рекомендуется применение обезболивающих и седативных средств для зародыша.
Если же обратиться методическим рекомендациям Минздрава СССР "Обезболивание
операции искусственного прерывания беременности" (1988г.), то вопроса об
обезболивании для плода мы здесь не найдем - рекомендациях речь идет только
о беременной женщине.
Большой эмоциональной силой обладают эмбриологические данные о
развитии плода, приводимые противниками абортов. Сердцебиение возникает у
плода на 18-й день после зачатия, на 21-й день у него имеется замкнутая
система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические
импульсы головного мозга, на 6-7-й неделе плод начинает самостоятельно
двигаться и т. д.
Причины абортов
Причин, побуждающих женщину, прервать беременность не так уж много. К
ним можно отнести неуверенность в мужчине и завтрашнем дне, зачатие ребенка
от нелюбимого человека и ряд других. Условно всех наших клиенток можно
разделить на три группы:
1. СЕКСУАЛЬНО БЕЗГРАМОТНЫЕ ПОДРОСТКИ - молоденькие девочки (15% от
всех абортируемых особ), которые недавно познали "взрослую" жизнь,
"нагуляли" беременность. Как правило, это инфантильные особы, привыкшие
думать не "до" или "вместо", а "после" полового акта. Они полностью
зависимы от родителей, социально несостоятельны. Существование беременности
для них - неприятное открытие. Кавалеры, узнав об интересном положении
своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезают из жизни "залетевших"
девушек, оставив их один на один со своею бедой. У девочек - подростков 15-
17 лет 75% беременностей заканчивается абортом, т.е. на 1 роды приходится
около 5 абортов. Из - за того, что девочки бояться наказания со стороны
мам, их родительницы узнают о беременности чада поздно. Прерывание
беременности у подростков в 25% случаев происходит на сроках 22 - 27
недель. Вот что пишет об абортах Гаврилова Л.В. в своей книге
"Репродуктивное поведение населения России в современных условиях: "Важно
знать отношение мальчиков –подростков к аборту. Знают ли они о медицинских,
психологических и других последствиях этой операции? Опрос показал, что
значительная часть из них знает о вреде аборта. Однако 75,3% опрошенных не
смогли указать, какие последствия несет эта операция для женщины и ее
будущего ребенка. Многие мальчики-подростки (71,4%) считают вполне
естественным для девушки, не состоящей в браке, прерывание первой
беременности.
Опрос мальчиков-подростков показал, что более половины их (54,0%)
никогда не говорили с родителями на темы контрацепции и последствий аборта,
17,3% обсуждали некоторые аспекты семейной жизни, личной гигиены с матерью,
15,0% с отцом, 11,7% - со старшим братом, 2,0 % - с дедом."
2. ЖЕНЩИНЫ С "БЕЗВЫХОДНОЙ" СИТУАЦИЕЙ. В эту группу входят более
физически и нравственно зрелые женщины. На аборт их вынуждает пойти не
планируемая беременность возникшая в результате, неэффективности таблеток
или других средств от беременности, изнасилования или при невозможности
продолжать беременность в связи с тяжелой остро возникшей болезнью, со
смертью или разводом с мужем, при отсутствии социальных условий для
воспитания ребенка.
3. ЖЕНЩИНЫ, СОЗНАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ АБОРТ, КАК СРЕДСТВО ДЛЯ
"ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ". Подобно нашим 60 -70 летним бабушкам,
которые не знали другого средства защиты от беременности, как аборт, их
современницы, в силу своей темноты, низкого социального и образовательного
уровня, нищеты, идут на аборт, который для них что-то типа укола, "раз и
готово". К сожалению, много среди таких падших и эмоционально отупевших
особ.
История отношения к абортам
Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более,
чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100
млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев
беременность заканчивается искусственным абортом. Как отмечала в 1996 г.
Комиссия по народонаселению и развитию ООН, "во многих странах - как
развитых, так и развивающихся - искусственному прерыванию беременности
общественность уделяет повышенное внимание". При этом озабоченность
вызывают как медицинские последствия абортов - материнская заболеваемость
(нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые -
проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной
регламентации.
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также
философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу
прерывание беременности ("Я... не вручу никакой женщине абортивного
пессария"). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции
Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов
обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости);
одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась
"чувствительность" и "двигательная активность".
В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался
чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя
стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа
рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго
наказывались.
В то время для производства аборта стали применять препараты спорыньи.
К сожалению, не у всех она вызывает выкидыш, зато побочные явления
появляются у всех. Известные нам народные названия болезней "Антонов
огонь", "Злая корча" - это все явления передозировки спорыньей.
В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни
семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть
тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за
умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион
(nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими
правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав
родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с
возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт
отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала,
что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и,
следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт
квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству
родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских
странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной
казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным
заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
Один из отцов церкви Василий Великий (IV - V вв.) писал: "Умышленно
погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство". В
христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о
том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его
одушевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для
мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые богословы и философы-
схоласты (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти
положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об
аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание
беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности. В средние же
века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в
определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым
наказанием за аборт. Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.),
аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью.
Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России; отменена она
была столетие спустя.
Преимущественный интерес представляет эволюция отношение врачей и
общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Так,
основоположник отечественного акушерства Н. М. Максимович-Амбодик еще в
1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному
прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических ситуациях на
первое место ставить спасение матери, а не плода. В европейской медицине
поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала
дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика
материнских смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в
этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких
случаях.
Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость
матки инструментов известна примерно с 1750 г. Однако вначале по причине
высокого риска дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот
метод и применялся в те годы, то незаконно практикующими врачевателями.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за
запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной
Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических
открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с
момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот
момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт,
даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к
1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины,
были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов
XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против
личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал
считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной,
наказывался значительно строже, если он имел место после появления
шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги
считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в
отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда
сама женщина от наказания освобождалась вовсе.
В дореволюционном законодательстве России четко различались
разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с
целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-
либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности.
Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской
профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим
обстоятельством.
В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного
аборта отнюдь не совпадали целиком с юридической квалификацией. Среди
отечественных врачей во второй половине XIX - начале XX в. имелись
альтернативные подходы к этой проблеме. Особый интерес представляет собой
дискуссия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества
в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: "Преступный
выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом
болезни современного человечества". Соглашаясь в целом с моральным
осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на Съезде также и такие
аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями
врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской
практики и т.д. Все русские врачи четко разграничивали "аборт по просьбе" и
"аборт по медицинским показаниям".
Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем
ни менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа
уголовного наказания плодоизгнания. В резолюции Съезда , в частности,
сказано:
"1. Уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не
должно иметь места. 2. Также должны быть освобождены от уголовной
ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе или
настоянию. Исключение из этого положения должны составлять врачи, сделавшие
искусственный выкидыш из корыстных целей своей профессией и подлежащие суду
врачебных советов".
В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно активно
включаются феминистские движения. Протест сторонников феминизма против
традиционного положения женщины в обществе (против "отречения женщины от
прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуальной роли,
то есть обязательно затрагивал и вопросы полевой морали.
В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток, С. Гримке,
в очерке "Супружество" писала о "праве женщины решать, когда она будет
матерью, как часто и при каких обстоятельствах". В начале XX в.
американская феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль над
рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды использования средств
контрацепции, а несколько позже стало рассматриваться также и в контексте
евгенических идей.
Первым государством , легализовавшим "аборт по просьбе" была Советская
Россия. Один из создателей советской системы здравоохранения - З. П.
Соловьев - назвал "историческим документом" совместное постановление
Наркомздрава и Наркомюста от 18 ноября 1920 г., в котором в частности
говорилось "Допускается бесплатное производство операции по искусственному
прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается
ей максимальная безвредность""
Эта была мера, направленная в первую очередь против криминальных
абортов. Однако уже в 1924г. органы здравоохранения создают "абортные
комиссии", которые выдавали разрешение на бесплатный аборт, применяя при
этом классовый подход и соблюдая такую очередность: безработные-одиночки;
работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные; занятые на
производстве; многодетные жены рабочих; все остальные застрахованные;
прочие гражданки. Для многих женщин, не получивших "разрешение на аборт",
он стал платным. В 1926 г. были введены и другие ограничения.
До 1930 г. в СССР еще публиковалась статистика об абортах, которая
свидетельствовала о постоянном росте их числа. В обществе все больше
распространялся взгляд на аборты как зло с демографической точки зрения.
Говоря об этом, нельзя не упомянуть о значительной убыли населения России в
связи с гражданской войной, массовым голодом, коллективизацией,
репрессиями. В 1936 г . ЦИК и СНК приняли Постановление, запрещающее
аборты. В повороте государственной политики в отношении абортов на 180
градусов наряду с демографическим фактором важную роль сыграл также фактор
идеологический. Дело в том, что со временем эффективность работы "абортных
комиссий" стали оценивать по числу выдаваемых ими "отказов". Факт
разрешения на аборт как бы противоречил утверждениям официальной пропаганды
о постоянном росте благосостояния трудящихся. Этим же можно объяснить и
засекречивание в начале 30-х годов статистики об абортах. А в 1939 г. сбор
статистических данных об искусственных абортах был полностью прекращен.
Современное состояние проблемы в России
1. Отношение к аборту:
А) Официальная медицина: постепенный отказ от абортов. Замена
искусственного прерывания беременности другими методами планирования семьи,
сексуальное просвещение населения;
Б) Православная Церковь: немедленный запрет прерывания беременности,
запрет любой контрацепции, т.к. она идет против воли создателя. Обвинение
гормональной контрацепции в том, что она является абортивной. Абсолютный
запрет на половое воспитание, которое "развращает людей". Позиция: если
подростки узнают о безопасном сексе с использованием презерватива, то сразу
начнут предаваться греху. Утверждается поголовная греховность, человек
создан для страдания и должен быть темным и непросвещенным.
2. Борцы с абортами:
А) Министерство Здравоохранения РФ
Лидер: Шевченко Юрий Леонидович
Идеология: в данный момент прерывание беременности оплачивается из
средств Фонда Обязательного Медицинского Страхования.
Конечная цель: снижение статистических показателей по абортам
Формы работы: разработка регламентирующей аборты документации, надзор
за качеством и условиями оказания медицинских услуг по прерыванию
беременности. Создание центров планирования семьи. Санитарно-
просветительская работа среди населения.
Б) Российская Ассоциация Планирования Семьи
Лидер: Гребешева Инга Ивановна
Идеология: Аборт запрещать нельзя. Контрацепция - разумная
альтернатива аборту.
Конечная цель: Снижение числа абортов. Осознанное материнство.
Формы работы: распространение информационных материалов, участие в
общественных акциях, выступление в СМИ, лекционная работа.
В) Медико - Просветительский Центр "Жизнь".
Лидер: Обухов Максим
Идеология: Полный запрет абортов, в т.ч. по медицинским и социальным
показаниям. Запрещение любой контрацепции.
Конечная цель: увеличение количества верующих, снижение числа абортов
Формы работы: Распространения в метро "самоклеек" с изображением
расчлененной головки ребенка, издание брошюр, листовок, выступления в СМИ,
закупка, перевод и демонстрация фильмов противоабортной тематики,
лекционная работа, психологическое давление на женщин.