Религиозные ценности и свобода совести
Религиозные
ценности и свобода совести
Во многих
религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу
-через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает
как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта.
Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и
требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие
ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие
- такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших
ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы
своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие,
индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в
потаканиях плоти.
К важнейшим
религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие
человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку
свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить
человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний
обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость.
Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а
ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и
настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.
В условиях
отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по
достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества
ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся
по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог,
или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в
своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так
называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ
много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога,
кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное
понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность,
страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все
то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер). Это может быть не только
Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него
стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость,
злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация,
государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.
Человеку
невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора,
писал М. Шелер, у него заключается лишь в избрании из множества ценностей
хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что
от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и
цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений
являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.
Понимание (и
требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических
ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной
и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви
возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства
церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного
направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов
веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести.
Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания
свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития
правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав
независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало
появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на
исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения,
утверждению светского государственного образования и воспитания.
Исторический
опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея
государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях
несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие
русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в.,
связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении
служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная
от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в
закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей.
А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к
собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к
существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше
родственных и общечеловеческих.
Секулярное
государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству
общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/