Насилие и ненасилие
Насилие и
ненасилие
В понимании
феномена насилия есть два крайних подхода - широкий (абсолютистский) и узкий
(прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
В широком смысле
под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах
- не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и
политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается
любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в
других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно
сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг
другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги
и т.п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если
поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из
разновидностей властно-волевых отношений между людьми.
Насилие есть
один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком.
Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой,
подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными:
а) некое
реальное превосходство в состоянии воли - типичный случай: патерналистская
власть, власть отца;
б)
предварительный взаимный договор - типичный случай: власть закона и законных
правителей;
в) насилие -
типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.
Насилие - не
вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение
и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого
они направлены. В понятии насилия существенно важными являются два момента:
а) то, что одна
воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;
б) то, что это
осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического
принуждения.
Понятие насилия
имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с
любой формой принуждения. Насилие как определенную форму общественного
отношения следует отличать, с одной стороны, от инстинктивно-природных свойств
человека, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в
частности, патерналистского и правового.
Само
существование, человечества доказывает, что ненасилие превалирует над насилием.
Превалирование ненасилия - существенная основа жизни вообще. Особенность
человеческой формы жизни состоит в том, что преодоление насилия становится
сознательным усилием и целенаправленной деятельностью.
Насилие и
государство. Отношение государства к насилию характеризуется тремя основными
признаками. Государство:
а)
монополизирует насилие,
6)
институционализирует его
в) заменяет
косвенными формами.
В государстве
насилие институционализируется: право насилия оформляется законодательно.
Соответствие каждого случая возможного применения насилия закону
устанавливается в результате специальной процедуры, предполагающей объективное,
всесторонне взвешенное расследование и обсуждение. Практикуемое государством насилие
основывается на доводах разума и характеризуется беспристрастностью.
Государство
сделало существенный шаг в ограничении насилия. Прямую борьбу с насилием оно
дополнило упреждающим воздействием на обстоятельства, способные породить его. В
государстве насилие по большей части заменяется угрозой насилия.
Каким бы
легитимным, институционально оформленным и предосторожным государственное
насилие не было, оно остается насилием - и в этом смысле прямо противоположно
морали. Монополия на насилие ведет к его избыточности. Институциональность
насилия придает ему анонимность и притупляет его восприятие. Косвенный характер
насилия (манипулирование сознанием, скрытая эксплуатация и т.п.) расширяет
сферу его применения.
Отношение к
государственному насилию может быть существенно иным, если рассматривать его,
как форму ограничения насилия, этап на пути преодоления насилия.
Институционализация насилия включает его в пространство действий, легитимность
которых совпадает с разумной обоснованностью и требует такого обоснования; вне
этого была бы невозможна сама постановка вопроса о допустимости насилия.
Косвенные, латентные формы насилия - свидетельство того, что оно в своей
эффективности может быть заменено другими средствами.
Государственное
насилие - не просто ограничение насилия, а такое его ограничение, которое
создает предпосылки для окончательного преодоления и перехода к принципиально
ненасильственному общественному устройству.
НенасилиеВ
истории общества ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось
всего лишь как воплощение покорности, пассивности, слабости. На этом основании
выдвигался аргумент в пользу насилия, который состоял в том, что без него
нельзя противостоять агрессивным формам зла (например, тирании). И как бы плохо
ни было насилие, оно все же лучше покорности и трусости. Насилие считается
оправданным как противонасилие.
Однако, этот
аргумент не совсем состоятелен, поскольку существует еще один тип поведения -
это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости
ненасильственными методами. Этот тип поведения является морально оправданным.
Принципы
ненасильственного поведения:
а) отказ от
монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;
б) критика
своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать
и провоцировать враждебную позицию оппонента;
в) анализ
ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который
позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью;
г) борьба со злом,
но любовь к людям, стоящим за ним;
д) полная
открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи,
скрытых намерений, тактических хитростей и т.п.
В ХХ столетии
ненасилие становиться стратегией и техникой социально политической борьбы,
способом разрешения конфликтов, тактикой посредничества. Все это является
свидетельством того, что открывается новая эпоха, когда общественная
справедливость сопрягается исключительно с ненасильственными методами решения
человеческих конфликтов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/