Сети сквозь поколения: почему личные связи философов важны для их творчества
Сети сквозь поколения: почему личные связи философов
важны для их творчества
Р. Коллинз
Высокий
уровень интеллектуального творчества — явление редкое. То, что это так, —
следствие структурных условий, а не индивидуальных обстоятельств. По известному
выражению, философские направления — это протянувшиеся во времени тени великих
личностей. Но усилия психологов выявить условия, вызывающие появление великих личностей,
не привели к сколь-нибудь определенным результатам.
Сочетание
конкретных обстоятельств — таких, как порядок рождения в семье, удаленность от
отца, стремление к любви, физическая неуклюжесть (см. об этом в работах
Sulloway, 1996; Scharfstein, 1980), — конечно же, встречается гораздо чаще, чем
выдающиеся творческие мыслители. Недостаточно также родиться в мирное время,
когда интеллектуальная деятельность пользуется поддержкой, или получить опыт
пребывания в других условиях, значимых для самоактуализации (что показано в
работах Simonton, 1976; Kuo, 1986, 1988; Maslow, 1970). Тот факт, что высокий
уровень творчества встречается редко, говорит также об ограниченности его
любого экстерналистского объяснения условиями окружающего общества; "дух
времени" (Zeitgeist), политические и материальные обстоятельства влияют на
каждого, но эти объяснения не позволяют понять, почему творческих деятелей так
мало.
Редкость выдающихся творцов
Прежде
всего посмотрим, насколько часто появлялись выдающиеся философы в Китае, а
также в Древней Греции и Древнем Риме. Будем считать, что уровень значимости
философа выражается во внимании, уделяемом ему последующими историками
философии. Рис. 1 и 2 представляют сегменты сетей, которые соединяют таких
философов между собой. На этих схемах имена первостепенных (major)
философов даны заглавными буквами (например, МЭН-ЦЭЫ, ЧЖУАН-ЦЗЫ, СОКРАТ,
ЭПИКУР), имена философов второго ряда или второстепенных (secondary) —
строчными буквами с первой заглавной (Гао-цзы, Хань Фэй-цзы, Антисфен,
Спевсипп). Третьестепенные (minor) мыслители обозначены номерами, ключ к
которым дан в Приложении 3 к книге [1]1.
Оставим
пока в стороне проблему "меняющейся каноничности" и того, можем ли мы
различить "репутацию" и "творчество". Это не влияет на
центральный момент, с которого должен начаться наш анализ: творческие философы
нечасто появляются на всем протяжении истории, даже при самом мягком критерии
оценки творчества.
Рассмотрим
всех философов, которые могут считаться "первостепенными", а также
тех, кого можно назвать философами второго ряда или
"второстепенными". Наша последовательность для китайских философов
простирается на 2100 лет, или 63 поколения; последовательность для греческих
философов покрывает 1200 лет, или 36 поколений [2]. В расчете на всю временную
протяженность первостепенные философы появляются примерно один на каждое
поколение в Греции и один на каждые два поколения в Китае. Второстепенные
философы появляются несколько чаще, но не намного: в Китае в среднем по одному
на поколение, в Греции — по два на поколение. Даже третьестепенные мыслители не
появляются в сколько-нибудь значительных количествах; таковых в среднем шесть
или семь на протяжении жизни одного поколения:
Китай
2100 лет
Похожие работы на - Сети сквозь поколения: почему личные связи философов важны для их творчества
|