Происхождение мира
Происхождение мира
Алексей Чуличков
Происхождение
мира — один из самых распространенных мифологических сюжетов. Анализ
космогонических мифов разных культур позволяет выделить две основные идеи, два
сценария, согласно которым возникал и развивался мир. Первая — это идея
творения, а вторая — идея развития.
Сюжет,
соответствующий идее творения, рассказывает о том, что мир был создан таким,
каков он есть сейчас. Создателем этого мира является сверхъестественное существо.
Яркий пример, иллюстрирующий идею творения, — библейский миф.
Другой
сюжет говорит о том, что мир постепенно развивался из некоторого первобытного
состояния, проходя определенные этапы. Началом мира является Хаос (Гесиод,
Древняя Греция), мировые воды (Веды, Индия), яйцо (мифы Китая, Индии, северных
народов Европы) и т. п.
Первый
подход получил название креационизма, второй — эволюционизма.
Характерной
особенностью мифов о сотворении мира является то, что, согласно им, мир
творится в некоторой точке — центре мира, из которой начинает разворачиваться
пространство; в момент создания начинается и течение времени.
Совершенно
неожиданно для многих ученых в начале ХХ в. эти мифологические концепции
получили естественнонаучные подтверждения. Дело в том, что укоренившиеся с
началом господства христианской идеологии представления о неподвижной
Вселенной, созданной Творцом в начале времен, распространилось и на науку.
Начиная с эпохи Возрождения ученые даже не предполагали, что Вселенная может
участвовать в поступательном эволюционном движении. Со времен античности
считалось, что планеты и звезды движутся по циклическим повторяющимся
траекториям, каждая в своем ритме, и звездное небо являлось идеалом
повторяемости «правильных» движений. Сама Вселенная, согласно представлениям
науки, либо ограничена сферой неподвижных звезд, либо бесконечна.
Однако
накапливалось все больше фактов, противоречащих таким представлениям. Среди них
— гравитационный, космологический парадоксы, гипотеза о тепловой смерти
Вселенной. Гравитационный парадокс состоит в том, что если заполнить все
бесконечное пространство равномерно распределенной массой, то невозможно будет
объяснить видимое движение небесных тел. Фотометрический парадокс говорит о
том, что если во Вселенной бесконечно много звезд, то яркость ночного неба
должна быть больше яркости Солнца. Тепловая смерть Вселенной должна наступить,
так как все пространственные неоднородности температуры со временем
сглаживаются, и Вселенную ждет будущее, в котором все пространство будет однородным
и нагретым до температуры чуть выше абсолютного нуля.
Эти
и другие трудности привели А. Эйнштейна к необходимости пересмотра классических
представлений о пространстве, времени и тяготении, в результате которого
родилась общая теория относительности, а чуть позже (в 1917 г.) — и первая
модель Вселенной, основанная на новой релятивистской физике. Однако и в этой
модели Вселенная мыслилась как неизменная во времени, и были даже приняты
специальные меры, чтобы сохранить ее стационарность.
В
1922–1924 гг. Александр Фридман, петербургский физик, получил первые
нестационарные решения уравнений А. Эйнштейна. Эти решения показывали, что
Вселенная может либо расширяться, либо сжиматься. Многие физики и сам А.
Эйнштейн к этим решениям отнеслись как к математическому фокусу, лишенному
физического смысла, — настолько укоренившимся был стереотип раз и навсегда
созданной Вселенной. Однако открытие астрономом Э. Хабблом в 1928 г. Красного
смещения в спектрах далеких звезд подтвердило, что Вселенная расширяется.
Анализ этого факта и других, появившихся позже, позволяет сейчас говорить о
том, что около 13,7 млрд лет назад Вселенная действительно родилась из точки
или, точнее, из колоссально малой области пространства. С этого момента, по
представлениям современной науки, и начало свой бег время и родилось
пространство. Эта теория в науке стала общепринятой и получила название теории
Большого взрыва. Блестящим, хотя и косвенным подтверждением ее явилось открытие
в 60-х годах ХХ в. реликтового космического излучения. За это открытие его
авторы были удостоены Нобелевской премии.
Дальнейшие
исследования показали, что глобальные процессы изменения Вселенной на первых
порах шли с колоссально большой скоростью, потом характерный темп этих
процессов качественного изменения форм Вселенной замедлился — лишь ее видимые
границы продолжают увеличиваться со скоростью света. В этом смысле творение
Вселенной от полной непроявленности до появления светил (первых звезд)
действительно произошло за относительно короткий срок (по сравнению со временем
существования Вселенной) — в этом смысле можно говорить о том, что в какой-то
степени реализуется гипотеза креационизма. В то же время мир действительно
развивается путем усложнения от первозданной первоматерии (Хаоса), как это
описано в эволюционистских сюжетах. К такого рода парадоксам, когда для
описания явления привлекается два (и более) подхода, на первый взгляд
противоречащих друг другу, привыкла современная наука: в ХХ в. Нильс Бор
сформулировал принцип дополнительности, философская трактовка которого состоит
в том, что сложное явление требует для своего описания нескольких языков,
вскрывающих разные его грани.
Современные
наблюдения позволяют утверждать, что процессы творения Вселенной отнюдь не
закончились. Как в космических масштабах, так и в масштабах микрокосмоса (то
есть в упорядоченных сложных системах — планета, человечество, этнос,
биологический вид, организм и т. п.) идут процессы творения по сценариям,
схожим с мифологическими. Тем самым мифы о сотворении дают универсальные модели
рождения и развития как всего космоса в целом (Большой взрыв), так и его малых
частей («маленькие Большие взрывы»). Наличие «маленьких Больших взрывов» делает
несостоятельной и гипотезу тепловой смерти Вселенной. Можно образно сказать,
что в мире действуют две силы: первая — активно творящая, имеющая взрывной
характер, и вторая — ограничивающая, придающая формы результатам безудержного
творения; гармоничное существование мира зависит от равновесия между этими
силами. На символическом языке мифа эти силы олицетворяют боги: Дионис и
Аполлон в Древней Греции, Вишну и Шива с одной стороны и Брахма с другой в
Древней Индии и т. п.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru