Мусульманские праздники и посты
Мусульманские праздники и посты
Лейлят аль-кадр
Мусульмане особо торжественно отмечают три последние
ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее
священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от
праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные
чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют
увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения
"высших" сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы
одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к
своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно
повлияли на их судьбу
Наиболее почитаемая ночь - это ночь на 27-е число
рамадана (лейлят аль-кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи,
предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда
мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят,
будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола
господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле
небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет
пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает
ангелам свои "определения", т. е. указания и решения, относящиеся к
миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый
год, и изменить их никто не в состоянии. В пропагандистском арсенале
духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная
еда ночью, томительное ожидание вечера с „возможными чудесами" (так как
верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями,
встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.)
оказывают на психику верующих сильное воздействие.
Праздник разговенья - ураза-байрам
Праздник окончания поста - ураза-байрам приходится на
начало следующего за рамаданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца
мусульманского лунного календаря), и называется ид аль-фитр - праздник фитр. Из
названия этого религиозного праздника следует, что правоверный, постившийся в
течение месяца, обязан внести представителю духовенства фитр, т. е. подношение,
состоящее обычно из пищевых продуктов или денег, а подчас и то и другое.
Праздник длится три дня, сопровождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В
ортодоксальном исламе во время этого праздника верующий должен отчитаться за
прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение: совершать
определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака
(закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься
от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую
живность. В глазах измученных изнурительным месячным постом людей ураза-байрам
приобретает специальное значение, в особенности за рубежом, где бедняки и нищие
надеются, что на их долю выпадет кое-что из фитра, собираемого с общины очень
часто именно под видом необходимости оказать помощь страждущим, сирым и убогим.
В последнее время исламские богословы охотно рассуждают о том, будто раздача
милостыни беднякам из фондов, образованных за счет сбора закят аль-фитр, и есть
самое „лучшее воплощение в жизнь принципов социализма". На этом основании
„исламский социализм" преподносится в качестве самого гуманного способа
смягчения контрастов между богатством и бедностью, безболезненного метода
разрешения социальных противоречий в мире господства частной собственности.
В нашей стране духовенство не имеет права принуждать
или обязывать верующих непременно вносить фитр-садака ни под видом помощи
мечети, ни под каким-либо другим предлогом. Однако на практике духовенство
различными способами добивается исполнения верующими их мусульманского долга.
Курбан-байрам
Праздник жертвоприношения — курбан-байрам (ид
аль-адха) является одним из самых почитаемых у мусульман. Он отмечается через
70 дней после окончания поста уразы 10-е зу-ль-хиджжа). Это день
жертвоприношения. Он связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (у
мусульман Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (у
мусульман - Исмаила). В последнюю минуту, сжалившись над несчастным,
милосердный бог якобы послал архангела Гавриила (Джабраила) с барашком и спас
Аврааму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву
(курбан), т. е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или
верблюда. В подтверждение этой обязанности мусульман приводятся аяты Корана:
„Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвований из того, что
любите" (3, 86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине
животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, — „тонкий, как волос, острый,
как лезвие меча, горячий, как пламя", - перекинутый над адом, правоверный
сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему
не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад, геенну огненную.
Этот праздник и приготовления к нему обставляются
весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются
проповеди, в домах готовятся обильные яства. Курбан-байрам продолжается три
дня. Всем, приносящим в пользу духовенства подарки, имамы, муллы, дервиши
раздают заготовленные на небольших листочках молитвы (обычно это изречения из
Корана), якобы приносящие облегчение от недугов, оберегающие от всякого рода
невзгод. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за
них и раздают милостыню. Закалывание жертвенных животных, сопровождаемое
чтением молитв, происходит как в первый, так и в последующие дни
курбан-байрама. В угощениях, устраиваемых в эти дни, как правило, участвуют
духовные лица, а также лица, почитаемые общиной верующих. Обычными являются денежные
и другие подношения в виде „хейр" или, "садака" в пользу мечети,
„святых" лиц и „святых" мест.
Духовенство, используя общину верующих, в особенности
ее активных членов, в дни курбан-байрама ведет усиленную религиозную
пропаганду, направленную на поддержку и оживление мусульманских представлений.
Торжественность обстановки, красноречие проповедников, облаченных в специальные
одеяния (муллы или имамы обычно бывают в нарядном халате, с белой чалмой на
голове, с посохом в руке), влияют на чувства и мысли людей. Духовные пастыри
изощряются в изображении „райских утех", которые приготовлены для
благоверных работ аллаха в их загробной жизни, и адских мук для тех, кто
усомнился „хоть раз в жизни" в „истинности ислама". Смысл проповедей
часто сводится к тому, что главное в этой жизни - служение аллаху, соблюдение
заветов пророка.
В создании благоприятных условий для деятельности
духовенства немаловажную роль часто играет то обстоятельство, что некоторые
люди считают курбан-байрам своим национальным праздником и всячески
способствуют его проведению на „высоком уровне". Они не задумываются над
тем, какой вред наносят разгулы на курбан-байраме: забиваются сотни и тысячи
голов скота, совершаются прогулы на производстве, пропуски учащимися занятий в
школах.
Мирадж
Этот праздник посвящен памяти чудесного и
фантастического ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром, как молния,
коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, будто бы
случившемуся 27-го числа месяца раджаб. Этот праздник был установлен после
утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана святость
города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание „святых" мест этого
города. Духовенство внушает верующим, будто в 27-ю ночь месяца раджаба пророк
Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иерусалим, а оттуда к престолу
аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой
Мухаммед изрек 99 тыс. слов. Все это, гласит предание, произошло столь
мгновенно, что, возвратясь к своему ложу, посланник божий застал его еще
теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже
капля воды. Это „путешествие" относится к числу наиболее популярных среди
верующих мусульманских преданий. Духовенство пользуется этим, чтобы сделать мирадж
днем внушения верующим антинаучных, невежественных идей и представлений.
Ашура (шахсей-вахсей)
Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у
мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у
шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухар-рема. Этот день скорби
установлен в память о „мученической кончине" имама Хусейна, сына Али,
внука пророка Мухаммеда. На самом деле Хусейн вовсе не был мучеником, погибшим
за человеческие права и справедливость, каким его хотят представить шииты. Он
просто пал в феодальной борьбе за власть, обычной в то время. Его же сторонники
пытались апеллировать к народным низам, внушая последним, что Хусейн хотел
облегчить их участь Им удалось вызвать сострадание верующих, что отразилось в
характере траурной церемонии, в ходе которой рассказы о гибели Хусейна обычно
сопровождаются самоистязаниями.
К XVI в., когда шиизм стал государственной религией, в
Иране и в ряде сопредельных княжеств сложился культ Хусейна, день смерти
которого был объявлен днем всеобщей скорби. В этот день фанатичные
мусульмане-шииты, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна,
занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе раны.
Психологическое воздействие этих публичных
самоистязаний (вид окровавленных, исступленных людей, шествующих в
сопровождении толпы по улицам и площадям, их истошные, душераздирающие крики
оставляют на всю жизнь незабываемое впечатление, вызывают чувство жалости и
сострадания) огромно. Следует отметить, что в соответствии с постановлениями
правительств Азербайджана, Грузии и Туркмении с 1929 г. запрещены на территории
этих республик ритуальные шествия с самоистязаниями участников.
Праздник мавлюд
Он установлен в честь дня рождения Мухаммеда. Этот
праздник отмечается 12 числа лунного месяца - раби аль-авваля. Он
сопровождается чтениями молитв и проповедей в мечетях и домах верующих,
угощениями и подношениями духовенству. Считается богоугодным делом в этот день
рассказывать или слушать о деяниях „посланника аллаха", о чудесах,
предшествовавших рождению Мухаммеда. Образ Мухаммеда соткан лз бесчисленных
легенд, сочиненных духовенством. Оно сделало его святым, с тем чтобы закрепить
ислам, усилить его влияние на народные массы. Имя мусульманского
"пророка", „посланника божьего" и ныне используется в тех же целях.
Пятница
Этот день считается у мусульман днем отдыха и
празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан - воскресенье. В
арабских странах пятница — официальный выходной день, а также день посещения
мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные
дни. Именно по пятницам происходят большие полуденные общественные
богослужения, люди облачаются в праздничные одежды, готовят более обильную и
вкусную пищу, приглашают друг друга в гости. Мусульмане говорят, что пятницу
чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. Предание
гласит также, будто бы день страшного суда придется на пятницу, что Мухаммед и
его зять Али родились в пятницу и что „свет ислама" начал распространяться
именно в пятницу.
Пост
Происхождение поста восходит еще к древнеплеменным
обычаям арабов. Исламоведы полагают, что в самое знойное время года в Аравии в
месяце рамадан кочевники из-за наступавшей бескормицы ограничивали себя в пище,
берегли продукты, а значительную часть хозяйственных дел переносили на вечер и
ночь.
Отсюда и в наши дни во время уразы постящиеся
предпочитают бодрствовать ночью. На сохранение поста в исламе повлияло наличие
обычая поститься у иудеев и христиан. Условия мусульманского поста более
суровые. Он предписан на весь месяц рамадан. И в течение всего этого месяца в
дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть,
купаться, курить, принимать лекарства и т. п.
Воздержание от всякой пищи, сменяемое неумеренными
угощениями в ночное время, естественно, не может считаться безвредным.
Однако основной вред этого обряда заключается в
другом. С помощью поста служители мусульманского культа еще больше духовно
закабаляют верующих, стремятся сделать из них людей, готовых идти на
самопожертвование во имя веры.
Список литературы
Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.
Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе.
Грозный, 1958.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://religion.historic.ru