Белка (белка в колесе)
Белка (белка в колесе)
Белка
олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в
колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости:
бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению
приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось,
что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро ("едва
соследимо"; "так, что их и на коне не догнать"). Столь же быстро
перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов;
"Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами прошел через этот
мир" (I.22.17), при этом движение Вишну имело космогонический характер, он
- "пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю
сферу" (I.154.1).
Образ
белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям
домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок
находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд
на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что
мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье
мясо, т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса
белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ
белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного
ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском
соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или
рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу,
украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей
шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1.
Белка
получилa название по цвету шкурки очень редкой - белой - разновидности. Белые
животные, белые птицы, особенно те, что редки или вообще не встречаются в
природе, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. Так,
белый волк - "царь над всеми волками" и в то же время - "леший,
лесной царь". В текстах представлена огненная символика белки, что отчасти
мотивировано рыжей ("черемной", "опаленной") окраской ее
меха. (Однако слово белый - общеслав. индоевр. характера; образовано
посредством суф. -l- от индоевр. *bhā - "светить, сиять,
блестеть": ср. др.-инд bhās - "сияние", bhālam -
"блеск"). Белый цвет означает сакральность, чистоту, плодородие, свет
и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный
прежде всего черному цвету. Ср. представление о "царстве тьмы" как о
загробном мире, противопоставленном "белому свету". Однако
"белый" - частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах
представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biała, при
этомożenić się z Białą [жениться на Белой] означает
"умереть". На Смоленщине домовой иногда называется белуном, он с
белой бородой, в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут
белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо,
источник силы и здоровья, чистоту, отсутствие неудач, силу, власть, зачатие и
рождение ребенка, встречу с духами предков, щедрость, охотничью доблесть 3.
*
* *
Представление
о судьбе как о кольце, внутри которого заключен человек, позволяет понять
«колесо» Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки,
которую привязывали к колесу, чтобы вращением этого колеса связать любовью
намеченную жертву (Тheocr. II; Ноr. Ероd. XVII 7). «С Олимпа принесла людям
Кипророжденная цветную вертишейку, прикованную к неизбежному кругу», — говорит
Пиндар (Руth. IV 214 слл., ср. Nem.IV 35), следующими словами описывающий кару
Иксиона, постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и за ноги к
колесу, бросив в «неизбежные узы» (Руth. II 40 cл., ср. кару Тития). Колесо —
это особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели, что орфики именуют
Диониса «разрешителем» (Λυσεύς), который при
совершении ритуала «освобождает неправедных предков».
С
этими идеями, вероятно, связано и происхождение орфической концепции
κύκλος - круга или колеса, к которому привязан
человек, проживающий нежеланную судьбу. Прокл сообщает, что посвященные
ОрфеемДионису и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Рlat. Tim.
42 с-d=Оrph. Fr. 229 Кеrn); Симплиций добавляет, что по учению орфиков человек
привязан к колесу судьбы и порождения, из которого невозможно выйти никому,
кроме тех, кому Зевс назначил выйти из круга и отдохнуть от бед (Simp. Cael. II
1, 284 а, 14=Оrph. Fr.230 Кеrn).4
Список литературы
1.
Гура А.В. Белка // Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.149-150
2.
Толстой Н.И. Белый цвет // Там же, с.151-154
3.
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 (Глава "Цветовая классификация в
ритуале ндембу" - с.71-103).
4.
Онианс Р. На коленях богов. М.: "Прогресс-Традиция", 1999, с. 426.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/