Бегинки: женщины между монашеством и миром (XIII-XIV вв.)
Бегинки:
женщины между монашеством и миром (XIII-XIV вв.)
Люттих, 1170 г.
Вокруг священника Ламберта де Бега собирается общество благочестивых девушек и
вдов, которые без обетов ведут жизнь, схожую с монашеской. На время совместного
проживания они обязуются жить в бедности, целомудрии, послушании, молитве,
посте и регулярно причащаться.
Двор бегинок в
Левене. Рисунок пером. 1598 г. Хотя бегинки не принадлежали ни к какому ордену
и могли жить в своих домах, они часто создавали дворы с несколькими зданиями,
огороженными стеной, чтобы защититься от преследований.
Стремление к
духовной жизни. Многообразные движения бедноты позднего средневековья охватили
вес сословия, как клириков, так и мирян — мужчин и женщин. Вскоре существующие
и новообразованные женские монастыри уже не могут принять растущее число
женщин, которые стремиться жить упорядоченной религиозной жизнью. Зачастую ярко
выраженная вражда духовенства к женщинам оставляет монастыри запертыми для них.
Таким образом, женское движение бегинок, обоснованное хозяйственными (избыток
женщин, бедность) и религиозно-мистическими мотивами, создает собственную
жизненную форму за пределами монастыря. Название “бегинки”, по-видимому,
происходит от цвета (bigo, голпанд. — “бежевый”) платья. Это внешне отличает их
от местных жительниц. В 1216 г. папа Гонорий III устно признал новые общины.
Дворы для
женщин в городе. Общины распространяются главным образом в Нидерландах, Бельгии,
Франции и Германии, чаще в больших городах и реже в сельской местности. До XIV
столетия общины бегинок пополняются из высших городских слоев, из сельских
дворян и средних горожан (буржуазии и ремесленников). Елизавета Тюрингская
(1260 г./стр. 176), вероятно, вышла из этих же слоев. Позднее низшие слои будут
преобладать. Только в Кельне в 1250—1350 гг. возникло около 100 “домов
бегинок”, приютивших по крайней мере 1000 женщин, обеспечив их социально и
духовно. Дома, вероятно, принадлежали некоторым женщинам по наследству или были
приобретены в складчину, или учреждены богатыми горожанами. Объединения одного
двора или поселения бегинок (наподобие небольшого городка) с церковью или
часовней можно встретить во многих городах (например, в Брюгге, Генте, Антверпене).
Отдельные дома бегинок имеют часовню.
Почти
монашеская жизнь. Бегинки живут вместе по определенному домашнему уставу под
началом “мастера”. В распорядок дня входит молитва, рукоделие, уход за
больными, погребения и занятия с девушками. Идеалом для них служит Мария
Магдалина, первой возвестившая ученикам воскресение Иисуса. Лучше всего
устроены те общины, которые тесно связаны с монастырем, с нищенствующими
орденами, с цистерцианцами или премонстрантами. Гарантией жизнеобеспечения
служат пожертвования собственности общине и специальные меры, в первую очередь
продажа собственной продукции (чаще всего текстиль). Цеха ремесленников видят в
них нежелательных конкурентов.
Подозрения и
преследования. Растущее подозрение из-за неясного социального положения между
церковью и миром ставит бегинок чуть ли не в один ряд с еретиками-альбигойцами.
Многие отождествляют бегинок со сбежавшими монахинями (странствующие бегинки),
с проститутками. Наконец, в 1311 г были запрещены на Вьенском соборе и с 1366
г. по 1378 год подвергались преследоваваниям, особенно на юге Франции. До наших
дней сохранилось движение бегинок в Бельгии и Нидерландах. В Германии после
Второго Ватиканского Собора появились небольшие группы женщин, напоминающие
бегинок (уход за больными, посещения нуждающихся.
Мужские общины
“бегардов” широко распространены в Нидерландах и в Рейнланде, но по численности
и значению они уступают бегинкам.
Источник:
Хроника христианства/ Пер. с нем. В. Годфрида. - М., "Терра", 1999.
С. 158.
Женщины как
ядовитые стрелы
Духовное
окормление бегинок взяли на себя фрацисканцы и доминиканцы. Отношения клириков
и монахов к женщинам зачастую отличаются напряжением, даже если такие ордена,
как нремонстранты и цистерцианцы, на первых порах ответили на пожелания женщин
и создали двойные монастыри, то есть состоящие из двух отдельных частей
(например, в Премонтрс). Чаще всего возникали самостоятельные женские
монастыри. Но существует и четкая враждебность духовенства к женщинам. В 1270
г. настоятель монастыря премонстрантов Мархталь в Обершвабене так обосновывал
отделение от женщин: “Мы и наша община каноников, зная, что подлость женщин
больше, чем подлость мира, что гнев женщин не может сравниться ни с каким
другим и что яд змей и драконов годится для лечения и менее опасен для мужчин,
чем доверительные отношения с женщинами, единогласно решили, ради блага наших
душ, а также тел и имущества, что мы ни под каким видом не приютим более
женщин, чтобы не увеличивать опасности для нас, и будем избегать их как
отравленных стрел”.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://woman.upelsinka.com/