Истоки политической психологии
Истоки политической психологии
Милославова И.А.
Понятие
"политическая психология" в современном обществознании употребляется
в двух смыслах: как форма политического сознания и как политическая наука. Политическая
психология как форма политического сознания представляет собой совокупность
духовных образований, которые содержат эмоционально-чувственные ощущения и
представления людей о политических явлениях. Политическая психология как
политическая наука - это отрасль знаний, изучающая социально-психологическое
восприятие людьми политических реалий, исследующая механизмы политического
поведения граждан, влияние на него сознания и подсознания. Проблематика
политической психологии - механизмы воздействия побуждений, влечений, эмоций и
страстей различных социальных групп и целых народов на ход исторического
развития, место и роль общественного мнения в политической жизни общества,
социальная обусловленность политических настроений масс, динамика их развития и
т.п.
Вопрос
о месте политической психологии в структуре современного обществоведения
дискуссионный одни считают ее самостоятельной политической наукой (европейская
традиция), другие рассматривают политическую психологию как составную часть
единой, комплексной науки о политике (американская традиция). На каких бы
позициях не стояли исследователи психологических феноменов в политическом
процессе, все они подчеркивают междисциплинарный характер политической
психологии: в ней соседствуют категории политической философии, антропологии,
социологии, психологии, социальной психологии и политологии. Итак, на стыке
ряда наук, прежде всего политологии и психологии, возникла и развивается новая
дисциплина, которая требует от политологов осваивать новые для них психологические
механизмы политического поведения граждан, а у психологов - профессионально
изучать политику. Специалистов, в равной мере подготовленных в обеих сферах, -
не так много. Но интерес к этой науке продолжает расти и в мире и у нас в
стране. Свидетельством этого является созданное в 1978 году Международное
общество политических психологов, объединяющее более тысячи политических
психологов из почти шестидесяти стран мира, и также созданная в 1993 году
Российская ассоциация политических психологов [См. подробнее: Гозман Л.Я.,
Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону, 1996, с. 6-34].
Политико-психологическая
проблематика имеет если не очень давние, но достаточно прочные традиции. Во
второй половине 19 века появляются работы историков, философов, социологов,
психологов, в которых политика интерпретируется в эмоционально-чувственной
форме. У истоков современной политической психологии стояли мыслители, которые
пытались объяснить общественную жизнь вообще, и политическую в частности,
психологическими факторами. К ним прежде всего относятся представители
психологического направления в социологии. В данной статье предпринята попытка
дать краткий обзор взглядов наиболее заметных мыслителей середины 19 - начала
20 веков, которые заложили основы современной политической психологии.
Габриэль
Тард (1843-1904) - французский социолог психологической школы, автор работ:
"Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895),
"Общественное мнение и толпа" (1902), "Личность и толпа"
(1903), "Социальные законы" (1906).
Феномен
подражания интересовал умы многих ученых, однако Г.Тард придавал этому
социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его
роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное
явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в
физике, Г.Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь,
в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции
воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий,
обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных
отношений. "В общественном отношении все оказывается изобретениями и
подражаниями; подражания - это реки, вытекающие из тех гор, что представляют
собой изобретения" [Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1892, с.
3].Благодаря подражанию, отмечал Г.Тард, происходит "распространение
нововведений" и одновременно благодаря этому же механизму население Европы
превратилось в "издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в
нескольких сотнях миллионов экземпляров" [3 Там же, с. 15].
Распространение
новшеств путем подражания Г.Тард схематично рисует в виде концентрических
кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно
расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого
центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается
"логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые
конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду
законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых,
низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1)
по степени рациональности - логическое и внелогическое; 2) по последовательности
и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости -
подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание
внутри класса, подражание одного класса другому [Там же, с. 200-251].
Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное
мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания - гипнотизм.
Общество - это подражание , а подражание - род гипнотизма [Там же, с. 89].
Со
времен Великой французской революции изучение такой массовой политической
общности как толпа стало "модным". Не обошел вниманием этот
специфический социально-психологический феномен и Г.Тард, который назвал толпу
самой "старинной" социальной группой после семьи. Он определяет ее
как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и
объединяемых чувством, верой и действием. Толпа повторяет одни и те же
действия, одни те же крики, она мелочно самолюбива, обращаться к ее разуму
бесполезно; толпа криком, воем, топаньем заглушает всех, кто не умеет ее
угадать; чем многочисленнее толпа, тем ниже ее уровень; толпа, независимо от
того, из кого она состоит (профессор или кочегар), теряет способность владеть
собой, ибо она не мыслит, а чувствует, и наконец, толпа ослабляет или
уничтожает индивидуальность входящих в нее индивидов [Тард Г. Общественное
мнение и толпа. - М., 1902].
Анализируя
психологию толпы, Г.Тард проводил различие между бессознательной толпой,
движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой,
создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение -
это особенность народных низов, а сознательное мнение - это свойство
"публики" или интеллектуальных привилегированных социальных групп
[Там же, с. 8-9].
Итак,
в работах Г.Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли
подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного
проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного
настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена
умонастроения, которое он называл "социальной логикой" [Тард Г.
Социальная логика. - СПб, 1901, с. 104-105].Признанный классик социальной
психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической
психологии.
Густав
Лебон (1841-1931) - французский социолог, автор работ: "Эволюция
цивилизации" (1895), "Психология народов и масс" (1896),
"Психология социализма" (1908).
Центральная
тема его работ - социально-психологические факторы коллективного поведения. Он
пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющий
тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон
"духовного единства толпы" Г.Лебон усматривал в заразительности
коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей
индивидуальности в толпе. В массе людей, по мнению Г.Лебона, "происходит
ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только
тогда обнаруживает свою силу вышеназванный психологический закон духовного
единства толпы" [Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1896, с.
165].Масса не только однозначно ориентирует, но и по существу нивелирует
человеческую индивидуальность. "В коллективном душе интеллектуальные
способности индивидов и , следовательно, их индивидуальность исчезает;
разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества"
[Там же, с. 167].
Г.Лебон
выделяет отличительные признаки поведения человека в массе.
Обезличенность.
Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает
всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.
Резкое
преобладание чувств. Разум уступает место чувству и инстинкту, отсюда
проистекает чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют,
повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.
Утрата
интеллекта. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его
единиц: кто хочет заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на низший
уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации.
Утрата
личной ответственности. Человек отказывается от контроля над своими страстями,
теряет чувство ответственности и может совершить действия, которые он никогда
не был бы в состоянии совершить один [Цитата по: Гибш Г. и Форверг М. Введение
в марксистскую социальную психологию. - М., 1972, с. 24].
Г.Лебон,
отождествляя толпу с массой, предсказывал наступление "эры масс".
"И в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают,
старинные столпы общества рушатся друг за другом, - могущество масс представляет
единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все
увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс" [Лебон Г.
Психология народов и масс. - СПб, 1896, с. 154]. Знание психологии масс -
важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г.Лебон. Политические
деятели должны учитывать растущую активность масс, руководствуясь научными
знаниями психологии толпы. "Знание психологии толпы составляет в настоящее
время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека - не для
того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не
давать им слишком много воли над собою" [Там же, с. 159].
Г.Лебон
объяснял иррациональность массовых движений исключительной подвижностью тех
настроений и форм поведения, которые рождаются в больших скоплениях людей.
Динамичность общественных настроений обусловлена тремя причинами: постепенным
ослаблением прежних верований; все возрастающим могуществом толпы;
противоречивостью информации, которую распространяет печать [Там же, с. 275 -
277].
Итак,
Г.Лебон, подобно всем другим социологам психологического направления, решающим
фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная
жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая
всегда представляет разрушительную силу. На основании этого он рассматривал
всякую революцию как результат "массовой истерии", где доминируют
неконтролируемые чувства и эмоции.
Вильгельм
Вундт ( 1832 - 1920) - немецкий социопсихолог, автор работ: "Основания
физилогической психологии" (1880), "Проблемы психологии народов"
(1912).
Один
из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических
образований. В центре его исследований - психология народов. Он подробно изучал
продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации:
мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования,
нравственные ценности и жизненные установки. В.Вундт предпринял попытку
объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию,
центральным пунктом которой являлась идея о "свериндивидуальной
психике", "народном или групповом духе", "душе народа"
[Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912, с. 26-28].Суть его теории
может быть сведена к утверждению: "коллективистское" больше чем
"индивидуальное" (целое больше, чем сумма его частей).
Итак,
главный вклад В.Вундта в политическую психологию - постановка и разработка
проблем национальной психологии.
Лестер
Уорд (1841-1913) - американский социолог, автор работ: "Динамическая
социология" (1883), "Психологические факторы цивилизации" (
1897), "Очерки социологии" (1901).
Л.Уорд
основатель так называемого психологического эволюционизма в американской
социологии. Полемизируя со Спенсером, он всемерно подчеркивал, что в основу
социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии. Анализу
психологических механизмов общественной жизни он и посвятил свои основные
научные труды. В них он проводит грань между "естественным"
прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом
"искусственным" (активная деятельность людей). Л.Уорда главным
образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного
развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор
общественной жизни Л.Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные
стремления), на базе которых формируются более сложные потребности:
интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной
жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому,
подчеркивал Л.Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали
величайшее влияние на ход истории. "Все великие движения в истории, -
писал Л.Уорд, - предваряются и сопровождаются прежде всего сильными
чувствами... чистого интеллекта никогда не бывает достаточно, чтобы сдвинуть с
места большинство" [Цитата по: Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю.
Социология: Х!Х-ХХ вв. - СПб, 1997].
Итак,
Л.Уорд - яркий представитель психологического направления в социологии, который
внес определенный вклад и в политико-психологическую проблематику, возлагая
надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью
социальных наук направлять ход общественного развития.
С.
Сигеле (1868-1913) - итальянский психосоциолог, криминалист, автор работ:
"Преступная толпа" (1891), "Психология сект" (1895).
Занимался
исследованием источников преступлений, которые возникают в условиях большого
скопления людей. Основной причиной противоправных действий в толпе он видел в
"иррациональной динамике действий", которые проявляются в
"массовых ситуациях". Микроб зла, - отмечал С.Сигле, - очень легко
распространяется в толпе, "тогда как микроб добра умирает почти всегда, не
находя подходящих условий жизни" [Сигеле С. Преступная толпа. Опыт
коллективной психологии. - СПб, 1896, с. 42].
Специфика
массовой психологии заключается, по мнению С.Сигле, в ее инстинктивной природе.
Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях
толпы неизбежно утрачиваться, настроение и поведение индивида в массе всегда
иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и
действия. Разгул неизменных побуждений, страстей, влечений, массовой истерии -
вот что характеризует толпу. Поэтому массовые скопления людей - благодатная
почва для совершения преступных действий. "... Возбуждение и гнев толпы
очень глубоко переходит в короткое время, благодаря одному только влиянию
численности, в настоящее бешенство" [Там же, с. 55]. Преступные
"деяния" в толпе происходят в "состоянии аффекта", что, с
точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину
обстоятельство. В связи с этим С.Сигле будучи специалистом в области уголовного
права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.
Итак,
С.Сигле, подобно Г.Тарду и Г.Лебону, изучал социально-психологические
особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных
социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность,
истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот
социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы
"Преступная толпа".
Михайловский
Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог, литератор-публицист,
критик, общественный деятель, автор многочисленных работ, которые собраны в
многотомник - Полное собрание сочинений в 8 томах, издававшиеся до 1917 года
дважды.
В
истории социологии он занимает заметное место: как один из создателей
"субъективной социологии". Ему принадлежит неоспоримая заслуга в
постановке и разработке ряда политико-психологических проблем. Наибольший
интерес в области политической психологии представляет его теория "героев
и толпы", которая нашла отражение в цикле его статей: "Герои и
толпа" (1882), "К вопросу о героях и толпе" (1889),
"Патологическая магия" (1887), "Еще о героях" (1891),
"Еще о толпе" (1893).
Суть
теории "герои и толпа". "Толпа не народ, а самостоятельное
общественно-психологическое явление, подлежащее специальному изучению"
[Михайловский Н.К. Отклики. Полное собрание сочинений, т.8. - СПб, 1914, с. 25]
"Толпой будем называть массу, способную увлекаться примером ..."
[Михайловский Н.К. Герои и толпа. Полное собрание сочинений, т.2. - СПб, 1907,
с. 97]. Основную организаторскую нагрузку в деле управления толпой несет вожак,
герой. Последний является порождением толпы, а это в свою очередь дает право
говорить о саморегуляции толпы. Герой появляется отнюдь не по собственному
желанию. Его выдвижение на историческую арену социально детерминировано.
Носителем этих социальных детерминант выступает не вся система социальных
отношений, а конкретная толпа. Героя толпа буквально "выдавливает" в
определенные моменты исторического процесса. Герои при этом оказываются
центром, аккумулирующим умственную и нравственную энергию толпы, ее мозгом.
Главным
механизмам общения и взаимодействия между толпой и героем Михайловский Н.К.
считал подражание. Он различает две формы социально-психологического
подражания: автоматическое (неосознанное) и осознанное. Неосознанное подражание
более характерно для массового поведения, чем осознанное. Склонность масс к
неосознанному подражанию объясняется их легкой внушаемостью, при этом
немаловажную роль играет "магнетическая сила" самой личности героя,
сила его авторитета.
Значительное
место в рассматриваемой теории "героев и толпы" занимает анализ
массового социального настроения. Придавая большое значение фактору
психологического состояния масс в социальной жизни, их склонности к заражению,
внушению, подражанию, Михайловский Н.К. подчеркивал, что дело прежде всего не в
героях, а в особенностях настроения или положения тех масс, которые идут за
ними. Функция героя, таким образом, заключается прежде всего в том, чтобы
управлять настроением толпы. Ключом для управления народными массами является
способность героев влиять на их настроения и чувства в нужную сторону. Героев
"создает та же среда, которая выдвигает и толпу, только концентрируя и
воплощая в них разрозненно бродящие в толпе силы, чувства, инстинкты, мысли,
желания ..." [Михайловский Н.К. Научные письма. Полное собрание сочинений,
т.2. - СПб, 1907, с. 233]. Возможность героя использовать настроение масс
реализуется в нем в тем большей степени, чем в большей степени герой выражает
стремление масс.
Краткий
анализ теории "герои и толпа" свидетельствует о том, что
Михайловского Н.К. интересовала не столько сильная личность, сколько способы
влияния "героя" на толпу. Народ, подчеркивал Михайловский Н.К.,
пассивен, и что бы его поднять на действие, необходима не только
"автоматическая покорность" и узость интересов, но нужен человек,
способный воздействовать на психологию "толпы", и
"загипнотизировать" ее, увлечь за собой, т.е. массе нужен толчок,
способный овладеть ее волей и вызвать подражание [См. подробнее: Парыгин Б.Д.,
Рудаков Л.И. Н.К.Михайловский о психологическом факторе в историческом процессе
История и психология под ред. Поршнева Б.Ф., Анцыфировой Л.И. - М].
Социально-психологические
взгляды Н.К.Михайловского были известны в странах Западной Европы. Габриэль
Тард в 1901 г. писал: "... я недавно узнал, что развиваемое здесь
положение (о взаимоотношении сильной личности и толпы) было изложено гораздо
раньше, еще в 1882 г. известным русским писателем Михайловским" [Тард Г.
Личность и толпа. - СПб, 1903, с. 137]. Таким образом, русский социолог исследовал
феномен толпы независимо от заподноевропейских социологов. Кроме того, большая
заслуга Михайловского Н.К. состоит в том, что он очертил объем и содержание
таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание.
Бехтерев
Владимир Михайлович (1857-1927) - русский психиатр и невролог, основные работы
по политико-психологической проблематике: "Роль внушения в общественной
жизни" (1898), "Объективная психология" (1907), "Предмет и
задачи общественной психологии как объективной науки" (1911),
"Коллективная рефлексология" (1921).
Бехтерев
В.М. предпринял попытку свести законы психологии масс к основным физическим
законам (закон инерции, закон противодействия, равного действия и т.п.). Он
сравнивал формы периодичности в физике (броуновское движение, вращение Земли
вокруг Солнца и своей оси, колебание маятника) с принципами, которым подчинены
в своем развитии личность и общество (изменчивость, инерция, дифференциация,
сцепление, отбор).
Особенно
большое внимание в его творчестве занимает исследование общественного
настроения как явления групповой и массовой психологии. Он считал, что
общественное настроение представляет собой наиболее массовидное
социально-психологическое явление. "Будем ли мы иметь перед собой случайно
собравшуюся толпу на улице ... или митинг - везде и всюду мы будем встречаться
с проявлением общественного настроения" [Бехтерев В.М. Предмет и задача
общественной психологии как объективной науки. - СПб, 1911, с. 7].Указывая на
неустойчивость, подвижность, частые колебания настроения, Бехтерев В.М. искал
причины этих явлений не столько в динамичности и особенностях конкретных
социальных отношений, равно как и в психике людей, сколько в свойствах самого
настроения и в действии сформулированного им "закона ритма".
"Вообще
закону ритма, - писал он, - подчинены все проявления соотносительной
деятельности всякого вообще коллектива. Так, прежде всего, необходимо
установить, что настроение коллектива подвергается периодическим сменам в ту
или иную сторону, что обуславливается не одними внешними условиями, которые
могут быть в одно время благоприятными для коллектива, а в другое время
неблагоприятными для него, но и неустойчивостью самого настроения, которое не
может оставаться бессмено одним и тем же в течение долгих периодов времени"
[Бехтерев В.М. Коллективная рефлексия. - Пг, 1921, с. 289].
Большую
роль в динамике общественного настроения играет, по мнению Бехтерева В.М.,
социально-психологический феномен внушения, анализу которого он посвятил
специальную работу "Роль внушения в общественной жизни". Особенностью
внушения в отличие от убеждения, считал он, является его адресность не к логике
и разуму личности, не к готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности
получить распоряжение, инструкцию к действию. Естественно поэтому, что внушение
не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла
сообщаемой информации. "Внушение действует путем непосредственного
присвоения психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя
вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике" [Бехтерев В.М. Роль
внушения в общественной жизни. - СПб, 1908, с. 3]. Сам акт внушающего
воздействия одного человека на другого может носить в различной степени
осознанный характер. "Внушение есть один из способов влияния одних лиц на
других, которое может происходить как намеренно, так и не намеренно со стороны
влияющего лица и которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для
человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при
более или менее ясном его осознании" [Там же, с. 2].
Наконец,
в творчество Бехтерева В.М. значительное место занимает проблема особенностей
человеческого поведения в группе. Анализируя черты групповой, коллективной,
массовой психологии, он неоднократно подчеркивал, что человек, находясь в
большой массе или даже небольшой группе людей, чувствует, воспринимает,
переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине сам с собой. "Не
подлежит никакому сомнению, - писал Бехтерев В.М., - что в проявлениях
нервно-психической деятельности социальных или общественных групп имеются
известные особенности, проистекающие из того, что эта деятельность проявляется
не в индивидах, взятых отдельно друг от друга, а в группах и собраниях лиц,
спаянных определенными интересами и действующих и работающих потому сообща, как
одно собирательное целое. Можно определенно сказать, что даже личности,
входящие в состав того или другого собрания, нередко обнаруживают такие стороны
своей нервно-психической деятельности, которые обычно не проявляются в индивидуальной
жизни" [Бехтерев В.М. Предмет и задача общественной психологии как
объективной науки. - СПб, 1911, с. 7]. Далее Бехтерев В.М. подчеркивал, что
наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является
существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается
межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно
многообразны. Он писал: "... устное и печатное или писанное слово, мимика
и жесты и ,наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы и
средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми
достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в
общественных группах" [Там же, с. 11].
Итак,
социально-психологические взгляды Бехтерева В.М. о динамике общественного
настроения, роли внушения в общественной жизни, особенностях человеческого
поведения в группе, средствах социально-психологического общения и т.д.
является весомым вкладом в развитие отечественной политической психологии.
При
всем многообразии научных концепций Г.Тарда, Г.Лебона, В.Вундта, Л.Уорда,
С.Сигеле, Н.К.Михайловского, В.М.Бехтерева их объединяет стремление объяснить
политическое поведение масс психологическим побуждениями, причем
преимущественно бессознательными. Разумеется у истоков современной политической
психологии стояли и многие другие мыслители. Однако рамки данной статьи не
позволяют дать более широкий обзор происхождения политической психологии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/