Ислам - вера и образ жизни
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Тема: ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ИСЛАМ - ВЕРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ
В сегодняшнем мире более 700 миллионов
человек на вопрос: "Кто ты по вере?" - отвечают арабским словом муслим:
" Человек, исповедующий ислам", мусульманин.
Связь веры с традиционным
образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она
становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама,
пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются
многих обычаев своих отцов.
Знание основ мусульманской
религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного
распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа
веры религии ислама: "нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник
Аллаха". Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый,
единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба
из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана,
его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии
она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков,
разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога - Аллаха -
выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и часто повторяемых
ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной
вязе арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе
и Америке: "Аллаху акбар" - "Аллах самый великий!" и т. д.
Кратчайшее изложение главного
догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого,
милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не
был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине,
люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане
выделяются особо как ахль аль - китаб, т. е. "люди Писания". Согласно
Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих
посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако
люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада,
своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя
попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого
должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам -
они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает
всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и "пять
столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них - молитва
(салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением
различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать
их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение.
Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на
коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.
Мечеть (масджид) - и место
моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.
Третьей ритуальной обязанностью
мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании
от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком
Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми
размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и
т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой
поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается
праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных
с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные
стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть
свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно,
не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности
в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается
контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.
Четвертой обязанностью каждого
мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность),
является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама.
Кааба - небольшое здание, в юго - западной угол которого вмурован "черный камень"
(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям
как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается
в месяце зу - ль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря
и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды,
и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы,
пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные
процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании
в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Хаджж завершается праздником
ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху,
режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником,
который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.
Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением
родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина
является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории
на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому
мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
На самом деле все эти социально
- экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала
были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом,
садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились
оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора
и должника.
Иногда к "столпам ислама"
причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей,
времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в
средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными",
а значение термина - соответственно к понятию "священная война", и такое
его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле понятие джихад значительно
шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском
мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.
Почти каждый мусульманин
знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама - Корана, хотя многие значения
этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях
он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха,
обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые
мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами
Корана оправдывают свои поступки.
Мужчина становится мусульманином
после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение
брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением
священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для
женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен,
если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике
многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах
оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает
чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу
завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям,
все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за
свои дела и намерения.
Мужчины - мусульмане должны
ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также
различные виды чалмы - шарфа. особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать
лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая
и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман.
Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин,
служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха
и повторение его девяносто девяти "прекрасных имен" считается благочестивой
обязанностью.
Несмотря на обилие в исламе
различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман
существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей,
объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими
интересами в современном мире.
Наиболее значительной и
по сей день является система богословия, созданная аль - Аш'ари (10в) . В 7 -10
вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как "мусульманское
каноническое право". Эти системы теоретических и практических принципов шариата
- праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы
ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное
число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным
предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед,
столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по
фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей,
регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила
торговли, отношения в семье , брак.
С 6 - 7 вв. и по сей день
концепция шариата - пути к богу через выполнение всех правил Закона - уживается
с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди
могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через
состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым , отличным от будничных
правилам благочестия и аскетизма.
Для понимания исторической
социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе
нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия,
обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да
отчасти и на практике - нераздельны.
Лозунг превращения религиозной
общности всех мусульман в единство политического порядка не раз выдвигался и поддерживался
крупными мусульманскими государствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.
Литература:
1. Ислам, краткий справочник,
Из - во "Наука", М. 1983
2. Атеистический словарь, М, из
- во полит. литер., 1986