Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Ценностный
спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
Среди типологий
слушателей музыки наиболее многочисленны классификации, основанные на их
музыкальных предпочтениях. Как оказалось, слушатели с общими музыкальными
вкусами часто обладают не только близкими социально-демографическими
характеристиками, но и сходными личностными качествами. Отношение к тем или
иным жанрам также обнаружило связь с такими ценностями как свобода,
независимость, самоактуализация и т.п.
Так, например,
социолог Х.П.Райнеке следующим образом характеризует слушателя,
ориентированного на классику: его отношением к музыке руководит установка на принадлежность
к избранным; установка же эта дается неустанным стремлением к совершенству,
постоянным преодолением трудностей, аскетизмом (Reineke, 1981, 7). В
исследованиях Х.Реттельмейера показано, что более догматичные и интолерантные
реципиенты ниже оценивали современные произведения. Различия исчезали, если
оцениваемые произведения были традиционными (Rettelmeyer, 1967; цит.по Yimenez,
1986, 383).
Недавнее
исследование связи музыкальных предпочтений и личностных черт выявило три
группы паттернов, ассоциируемых с выбором наиболее типичных видов рок-музыки, с
общей широтой музыкальных интересов и с предпочтением поп-музыки (как наиболее
легкой для восприятия). Более или менее достоверно предсказывать музыкальные
предпочтения можно по таким чертам личности, как экстраверсия и открытость. Для
экстравертов типичным оказывается выбор поп-музыки. Открытые индивиды
высказывают предпочтения в широком диапазоне.
Женщины значимо чаще предпочитают популярную музыку остальным ее видам,
чем мужчины (Rawlings, Ciancarelli, 1997).
Способность к
адекватной оценке отраженного в музыке состояния или эмоции тоже оказалась
связанной с тем, какого типа музыку предпочитает обычно слушать субъект.
Масштабное исследование Роберта Вагнера (800 испытуемых в возрасте 14-21 лет)
подтвердило, что быстрее и точнее соотносят музыкальные произведения со списком
эмоций те, кто чаще слушает классическую музыку (Wagner, 1978). Выявились зависимости не только
личностных черт и качеств, но и особенностей памяти. Так, у тех опрошенных, кто
любит слушать музыку, оказалась хорошая вербальная и автобиографическая память,
в то время как направленная в будущее
память оказалась ниже средней; у тех же, к примеру, кто любит решать числовые
задачи и головоломки, оказались высокими показатели вербальной и направленной в
будущее памяти, но низкие показатели автобиографической памяти (Sehulster, 1995).
М.Илле и
О.Сакмаровым выяснялись представления любителей музыки различных жанров о
ценности собственного мнения и достоинства, свободе дискуссий, гласности.Чаще
всего максимальные ранги эти ценности получали в группах, ориентированных на
"подлинный рок" и
"коммерческий рок", реже всего - в группе активных противников рока.
Там же были получены результаты, свидетельствующие о том, что положительно
относятся к классической музыке 68,9% любителей "подлинного рока",
43,6% среди его активных противников и 17,6% среди потребителей эстрады и
коммерческого рока. Данных об отношении любителей классики к року, эстраде в
статье не приводится, однако делается вывод, что "искусство, если оно
подлинное, волнует независимо от жанра" (Илле, Сакмаров, 1989, 69). На наш
взгляд, положительное отношение к классике здесь может быть декларируемым,
просто как к некоей традиционной культурной ценности. В случае же отказа от
этих ценностей само их присутствие в культуре придает больший вес такому
отказу.
В ряде
социологических исследований именно отношение к традиционным ценностям
искусства становилось основанием для сравнения двух групп реципиентов. Так, у
любителей музыки по сравнению с любителями были выявлены более богатое
воображение, более развитые чувствительность, эмпатия, более сдержанные
самооценки, более тонкие и подробные описания отрывков музыкальных произведений
(Семенов, 1988. 132). Однако неясно, связано ли это с тем, что “равнодушная или
неприязненная реакция есть всегда обедняющая и разлагающая предмет
реакция...”(Бахтин, 1986. 130), либо с тем, что любители музыки оказываются
более способными к передаче своих ощущений и впечатлений.
В последние
годы было проведено несколько исследований ценностей, приписываемых
реципиентами музыке в целом и отдельным ее жанрам, по методике «Ценностный
спектр» Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1997). Методика представляет собой список из
18 наиболее абстрактных ценностей, составленный на основе перечня бытийных
ценностей А.Маслоу. Задача испытуемых состоит в том, чтобы в столбцах,
соответствующих оцениваемым объектам, отметить галочками, какие ценности
присущи каждому из объектов. В качестве объектов оценивания обычно выступают
«рок-музыка», «классическая музыка», «авторская песня» и «эстрадная песня», а
также общие понятия «музыка» и «жизнь».
В исследовании
Ю.А.Волковой и Д.А.Леонтьева, проведенном в 1987 году, опрос производился среди
слушателей концертов авторской и рок-музыки. Было показано, что аудитория
рок-музыки воспринимает ее как явление, родственное не столько искусству,
сколько реальной жизни, выделяя прежде всего такие присущие ей ценности, как
уникальность, игра, смысл, целостность, жизненность, самодостаточность. Музыка
в сознании этой группы слушателей ассоциируется прежде всего с эстрадной песней
и – в меньшей степени – с классикой, но не с роком.
Эстрадная песня
для аудитории рок-музыки выступает как вид развлечения и отдыха; с ней
ассоциируются ценности игры и легкости. Авторская песня характеризовалась как
полная смысла, истины и добра; классическая музыка – как исполненная
завершенности и красоты. Интересно, что меньше всего любителей рока
охарактеризовали классическую музыку как простую, легкую и самодостаточную; по
мнению авторов исследования, она слишком тяжела и сложна для восприятия
слушателей рок-музыки и не может служить самодостаточным отдыхом (Леонтьев,
Волкова, 1997, 121-130).
Несколько иные
результаты были получены для аудитории классической музыки (дипломная работа О.Кравцовой).
Ее исследование проводилось на двух концертах в Московской Консерватории
(московского камерного оркестра и международного камерного оркестра Лижии
О’Риордан). Результаты получены на основании 53 заполненных опросников. Возраст
опрашиваемых – от 8 до 70 лет.
В их сознании
музыка прежде всего ассоциируется с классической музыкой и в меньшей степени с
авторской песней. Эстрадной песне были приписаны игра и легкость; авторская
песня характеризовалась как полная добра, жизненности, смысла; классическая
музыка – как исполненная красоты, совершенства, уникальности. Колонку,
соответствующую рок-музыке, большинство вообще оставило пустой.
Были подсчитаны
корреляции между объектами оценивания (см. таблицу 1)
Таблица 1.
Ранговые корреляции между жизнью, музыкой и т.д. для аудитории любителей
классической музыки
Похожие работы на - Ценностный спектр музыкальных жанров: синхронические и диахронические аспекты
|